(15.06.2006)

Тестируем хай-джеки

Реечные домкраты Евгений Константинов
Фото Андрея Хорькова
OFF-ROAD DRIVE
В наши дни в свободной продаже присутствуют хай-джеки двух марок: американской Hi-Lift и российской «Сорокинструмент».
У джиперов со стажем наверняка найдутся канадские Jack-All, но на прилавках и в прайс-листах они уже давно отсутствуют.
В общем, мы решили остановится на доступных российскому покупателю моделях.

Реечные домкраты
Слева-направо:
хай-лифт HL-605,
хай-джек 5.8605 фирмы «Сорокинструмент»
и хай-лифт HL-604

Hi-Lift Jack Company выпускает два вида реечных домкратов. По заявлению производителей, «красная» серия полностью изготовлена из чугуна, за исключением стальной рукоятки, болтов и опорных пальцев. В «черной» некоторые детали, в том числе опорная площадка, верхняя проушина и некоторые рычаги механизма, – стальные. Рейки, по заявлениям производителя, у обоих вариантов одинаковые. Цены – почти тоже («черная» модель стоит на 5 долларов дешевле). Несмотря на это, у каждого цвета есть свои приверженцы и, по отзывам продавцов, существуют даже региональные пристрастия. Так, Москва в основном покупает «красные» хай-лифты, а на Урал их возить почти перестали – там спрашивают только «черные». Короче, и тут, и там считают «свой» цвет прочнее.

Те же, кто пытается немного сэкономить (вне зависимости от географии), останавливают выбор на хай-джеке, который предлагает «Сорокинструмент». Их домкрат, ранее продававшийся под названием фарм-джек, а ныне ставший просто хай-джеком, стоит примерно в полтора раза дешевле хай-лифта. По конструкции он аналогичен заморским конкурентам, за исключением нюансов. Так, ручка здесь сделана неразборной, а в качестве осей рычагов механизма используются не болты с гайками, а зашплинтованные пальцы. При этом рейку к подошве, наоборот, крепит болт. Кроме того, у этой модели конец ручки закрыт резиновым чехлом, а роль ее фиксатора в вертикальном положении исполняют две приваренные к ней пластинки. Кстати, как показывает практика, со временем они разгибаются и перестают выполнять свою функцию. Фигурное пружинное кольцо, предназначенное для той же цели у «американцев», показало себя более надежным.

Реечный домкрат
Дайте мне точку опоры –
и я переверну Land Cruiser

Для тестов мы взяли три самых длинных варианта каждой модели: HL-604 («черный» хай-лифт), HL-605 («красный» хай-лифт) и 5.8605 («Сорокинструмент»). На первый взгляд, домкраты очень похожи. Близкие габаритные размеры, схожий дизайн, одинаковый принцип работы, а рейки так и вовсе взаимозаменяемы. И действительно, профильные размеры испытуемых очень близки, а расстояние между отверстиями реек у всех трех экземпляров и вовсе одинаково. В глаза бросается разве что разница в конструкции ручек у представителей конкурирующих марок и приспособленная исключительно для крепления троса штампованная плоская верхняя проушина у HL-604. «Краснокожий американец» и «наш», напротив, способны работать и как прессы (зажимы), благодаря тому что, будучи повернутой поперек рейки, их мощная верхняя проушина становится надежным упором. Но есть и отличия. Так, если у «Сорокина» проушина постоянно находится в «зажимном» положении (особенности конфигурации проушины не позволяют ее перевернуть), то у чугунного Hi-Lift она без проблем поворачивается вокруг своей оси, что упрощает как транспортировку, так и работу в качестве лебедки.

Первое испытание – подъем тяжелого вседорожника Toyota Land Cruiser на проселочной дороге. Все три домкрата конечно же справились с этой задачей. Колесо вывесилось на достаточную высоту, необходимую для его замены, и машина при этом сохранила устойчивость. При дальнейшем подъеме еще сантиметров на тридцать во всех случаях равновесие нарушалось и автомобиль плавно сползал в сторону. В общем, все как и должно быть на неровной поверхности. Однако уже тут выявились интересные моменты. Так, механизм «черного американца» отказался свободно перемещаться вверх по рейке, и его пришлось «качать» даже без нагрузки, а у «Сорокина» стала сваливаться резинка с ручки. Впрочем, и то, и другое мы отнесли к индивидуальным недостаткам конкретных экземпляров (вполне излечимых в умелых руках). Однако по ним можно косвенно судить о стабильности качества и культуре производства. А вот облезающая клочьями краска на «лифтах» и выпадающие шплинты опорных пальцев у «фарма» – это, увы, статистика, повторяющаяся практически на каждом экземпляре. Если же говорить об удобстве работы, то особой разницы между тремя моделями мы не заметили. Разве что усилие на ручке при подъеме автомобиля нашим хай-джеком субъективно показалось чуть большим, чем у «американцев», а работа механизма – чуть жестче.

По химическому составу все три рейки оказались очень близки, хотя и не абсолютно идентичны. Но материал оказался сталью. Причем самой обыкновенной, нелегированной. Никакого чугуна, заявленного обоими производителями, металловеды из НИИ неорганических материалов им. академика Бочвара не обнаружили.
хай-лифт HL-605
Верхняя проушина HL-605 наиболее удобна: она крепится и вдоль, и поперек рейки
хай-лифт HL-604
Легкая плоская скоба HL-604 не позволяет ничего зажимать
хай-джек «Сорокинструмент»
Проушину «Сорокина» невозможно повернуть вдоль рейки

Правильность наших ощущений подтвердила и беспристрастная техника. Замеры в лаборатории НИЦИАМТ показали, что рычажный механизм каждого из хай-джеков по-разному передает на подъемную площадку усилие, развиваемое ручкой. Максимальное передаточное отношение оказалось у «черного» Hi-Lift, минимальное – у сорокинского. Разница составила около 15%. Характеристики «красного американца» (чугунного) расположились примерно посередине. Попутно мы провели еще один замер: какое максимальное усилие может развить с помощью домкрата человек. Сколько мы ни старались, никому не удалось поднять больше 2,5 т.

Что сделает нормальный джипер, если ему будет необходимо поднять больше, чем позволяют собственные силы? Отгадок две: он или позовет на помощь другого джипера, и они возьмут вес вдвоем, или просто удлинит ручку обрезком трубы. Да, несмотря на все предупреждения в инструкциях к домкратам, что делать так нельзя, именно так все и делают. А куда деваться, если иного шанса на спасение из грязи нет? Такую ситуацию мы и смоделировали, удлинив ручку до 1 90 см. Законы физики не соврали: работать стало в несколько раз легче. Теперь можно нащупать и предел грузоподъемности домкратов (во всех случаях заявленный производителями на уровне трех тонн).

Вновь зажимаем домкраты по очереди на специальном стенде с весами и теперь уже давим на ручку до тех пор, пока что-нибудь не сломается. Все три механизма выставлены на одной высоте – 1 160 мм до плоскости клюва (говоря проще, в верхней части рейки, за несколько щелчков до максимума), а ручки удлинены. Именно в таких ситуациях обычно гнутся рейки и ломаются механизмы на «офф-роуде»... От джиперских реалий наш лабораторный опыт отличается лишь тем, что мы долго выставляем каждый домкрат строго вертикально на ровной плоскости, моделируя идеальную ситуацию.

Первым взошел на плаху «черный» Hi-Lift. Когда нагрузка на клюве подобралась к отметке 2750 кг, стал визуально заметен поперечный прогиб рейки. Однако при увеличении давления на ручку подъемная масса продолжала увеличиваться, и вскоре стрелка весов перешла через трехтонную отметку. Деформация рейки становилась все заметнее, чуть согнулась ручка, но домкрат продолжал выполнять свою работу. Лишь на отметке 3300 раздался грохот, что-то пролетело у меня возле уха, а хай-джек рухнул. Оказалось, не выдержал болт, выполняющий функцию опорной оси промежуточного рычага механизма. Рычаг, согнутый из стальной пластины, просто перерезал его как ножницами в двух местах (один из кусков и отправился в свободный полет). При этом механизм перещелкнулся в положение «спуск», а домкрат потерял равновесие. Будь на нем машина, она бы упала! Что же до рейки, то, несмотря на очень заметный изгиб в процессе подъема, она вернулась в исходное состояние и вновь стала идеально прямой. Теперь очередь «красного лифта». На его счет было подозрение, что толстый литой рычаг не сможет быстро перерубить болт и домкрат продержится дольше (конечно, если не сломается иная деталь). Впрочем, по поведению при экстремальных нагрузках этот экземпляр оказался схожим со своим «черным» собратом. Примерно при тех же цифрах на весах появилась поперечная деформация рейки и стала постепенно нарастать. Однако изгиба ручки мы так и не дождались. Зато уже знакомый болт сломался, но, как и предполагалось, чуть позже. За отметкой 3500 кг. При этом механизм перещелкнулся и упал вниз. Что делает в такой ситуации джипер в лесу? Находит первый попавшийся каленый штырь, подходящий по диаметру, и вновь получает работоспособный хай-джек. Однако инструкция к Hi-Lift такой ремонт прямо запрещает, требуя ставить только оригинальную запчасть из ремкомплекта. Дело в том, что перелом этого болта с рассчитанной прочностью запрограммирован производителями как своеобразный предохранитель, не допускающий более серьезных поломок домкрата при перегрузке. В обоих случаях он сработал. Других явных дефектов, не позволяющих пользоваться домкратами, не видно.

хай-лифт HL-605
Пятка Hi-Lift крепится шплинтом
хай-джек «Сорокинструмент»
Пятка у «Сорокина» крепится болтовым соединением
хай-лифт HL-604
Опорные оси рычагов у «американцев» – болты

Теперь черед «Сорокинструмента». У него на месте болта стоит более толстый штифт. Интересно, он тоже служит предохранителем или мы увидим иной сценарий? Давим!

После 2600 кг рейка чуть изгибается, но не поперек, а... по длинной стороне. Дожимаем почти до 2800 кг – и тут приобретает текучесть ручка. При этом нагрузка падает опять на 2600 кг, но домкрат сохраняет равновесие и продолжает стоять как ни в чем не бывало. Ручка изгибается полукольцом, а толку ни на грамм. Выдержи «джек» заявленные три тонны, этот вариант «перегруза» был бы самым лучшим – наиболее безопасным, при этом наглядным и сохраняющим дальнейшую полевую работоспособность инструмента без всякой необходимости срочного ремонта (рейка, как и в двух предыдущих случаях, после снятия нагрузки распрямилась). Итак, первую экзекуцию все три экземпляра перенесли в общем-то стойко. «Американцы» после минутного ремонта готовы были вернуться в строй, «наш», хоть и с кривой ручкой, но остался полностью работоспособен. Так какая же нужна нагрузка, чтобы случилось непоправимое?

Hi-Lift
Промежуточный рычаг у Hi-Lift перерубил опорную ось. Так и должно было случиться: это предохранитель от перегрузки (но у "красной" модели он сработал позже)

Ответ на заданный вопрос дал последний тест. Мы решили попросту нагрузить домкраты могучим прессом, уперев пятку в одну плиту, а клюв в другую. Выводим механизмы на самый полный ход – 1 260 мм и, прежде чем начать опыт, фиксируем каждый из домкратов в прессе, строго соблюдая вертикальность и горизонтальность положения.

Надо сказать, результаты этого теста нас сильно озадачили. «Черный лифт» оказался самым стойким. Рейка гнулась, но держала очень долго. Лишь при нагрузке 3600 кг раздался громкий хлопок, похожий на выстрел, и домкрат сложился поперек рейки. Чего-то подобного мы и ожидали. А вот чугунный «лифт» просто и мягко сложился, когда нагрузка достигла всего... 1 700 кг. «Сорокинструмент» оказался ненамного прочнее: его рейка не выдержала нагрузки 1 750 кг и тоже сложилась, но более резко.

Какие отсюда следуют выводы? Для большинства внедорожников подойдет любой вариант из нашей тройки, равно как ни один мы не станем рекомендовать для вытаскивания грузовика. Что касается особенностей применения, то они тоже похожи: помнить, что предупреждения о замене предохранительных болтов и удлинении ручек в инструкции написаны не ради изящного слога.

< К списку публикаций  
Все права на сайт принадлежат СОРОКИН® © 1996–2024
Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.
Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение