Попасть в ситуацию, когда обстановка под колесами транспортного средства не позволяет продолжить движение, очень неприятно. Выбраться из такого положения поможет лебедка, а ее возможности должны соответствовать параметрам автомобиля или мотоцикла и условиям их эксплуатации.
В наши дни автомобиль является не только средством передвижения, но и важным элементом для получения эмоций, любимым развлечением для множества людей. Неожиданности на бездорожье, таком доступном для российского автомобилиста, часто становятся причиной потерянного времени как для увлеченных владельцев полноприводных автомобилей и мотоциклов, так и для водителей, для которых проверка проходимости машины не является частью хобби. Наличие лебедки позволяет самостоятельно решить проблему застрявшего транспорта.
Лебедкой называется подъемно-тяговый механизм, в котором усилие передается посредством гибкого элемента (трос, лента, стропа).
В качестве автомобильных используются несколько видов лебедок, отличающихся по конструкции и типу прилагаемого усилия.
Лебедки этого вида (фото 1) получили широкое распространение среди любителей мототехники, особенно полноприводных мотоциклов ATV (квадроциклов). Тяговое усилие этих устройств составляет 1-4 т, что позволяет вызволить из грязевого плена даже легкий внедорожник. Усилие на трос передается посредством храпового механизма. Применение дополнительного блока увеличивает тяговое усилие в два раза. Рычажные лебедки имеют два крюка для зацепа транспортного средства и неподвижной основы. Длина троса подобной лебедки находится в пределах 1,5-3 м, в случае использования ленты ее длина может доходить до 6 м, поэтому зачастую приходится перецеплять застрявшую машину или мотоцикл, а также прибегать к помощи удлинителей.
Преимуществами рычажных лебедок являются простота использования, небольшие габариты, позволяющие постоянно возить их в дороге, универсальность использования для иных
работ, требующих развития усилия, наличие ступенчатого (пошагового) обратного хода, что исключает возможность срыва груза. К тому же ручные лебедки с рычажным приводом довольно недороги.
Увеличить скорость протяжки, а также применять трос с гораздо большей длиной (20-40 м) позволит монтажно-тяговый механизм (фото 2). Перемещение автомобиля происходит в этом случае при движении рукоятки за счет зажима троса между плоскостями. Это дает возможность развить усилие 0,8-3 т. Отпускание груза регулируется также ручками. Тяговые лебедки довольно массивны (10-20 кг), более дорогие, чем рычажные механизмы, и требуют умения обращаться с тросами большой длины. Универсальность использования заключается в их возможном использовании для перемещения тяжелых хозяйственных грузов.
Существуют лебедки с питанием от клемм аккумулятора как съемные, которые могут зацепляться за фаркоп или крепиться к кузову, так и стационарные, требующие для грамотной установки проведения работ по монтажу на автомобиле дополнительного навесного оборудования – усиленных площадок, балок, бампера. Применение специальных установочных комплектов обеспечит правильное функционирование устройства и сохранит достойный внешнего вида транспортного средства. Возможны наружный и скрытый монтаж тягового устройства (фото 3).
Электролебедки способны развивать тяговое усилие в широком диапазоне, поэтому для квадрациклов и другой легкой мототехники используются устройства, рассчитанные на нагрузку 0,9-1,6 т, а для вседорожников – более мощные с усилием 3-5,5 т (фото 4). Длина троса электролебедок составляет 7-30 м, что позволяет обходиться без удлинителей и многократных перецеплений практически в любой ситуации, связанной с застреванием автомобиля или мотоцикла. Управление работой лебедки ведется с помощью выносного пульта управления, всегда входящего в комплект.
Несмотря на значительную стоимость электролебедок и их немалый вес, будучи стационарно установленными на транспортном средстве, они всегда сопровождают автолюбителя в дороге и готовы прийти на помощь, поэтому являются самыми популярными у поклонников езды по бездорожью.
Тип и характеристики лебедки должны соответствовать целям, для которых она приобретается, а тяговое усилие превышать в 1,5 раза массу автомобиля.
Установка электрических лебедок должна производиться только квалифицированными мастерами. Перед началом использования устройства обязательно следует изучить прилагаемую инструкцию.
При эксплуатации электролебедок важно помнить:
- чтобы не разрядить аккумулятор необходимо проводить работы при работающем двигателе;
- следует контролировать нагрев мотора лебедки и делать паузы в работе, если он стал горячим;
- использование блока позволит вдвое повысить усилие и снизит нагрузку на лебедку. К тому же с помощью блока можно изменить направление тяги;
- наибольшая тяга развивается при первом слое троса в барабане и постепенно снижается при намотке, поэтому его желательно максимально разматывать;
- в качестве якоря можно использовать деревья, камни, другое транспортное средство, заготовленные заранее металлические колья, трубы, пластины, которые вбивают в землю. Главное, чтобы якорь смог выдержать нагрузку;
- укладка троса в барабан должна проводиться с нагрузкой, плотными витками без перехлестов.
Основными правилами безопасности при работе с электролебедками являются:
- отсутствие людей вблизи троса и якоря при наличии натяжения троса;
- использование специальных кожаных перчаток при манипуляциях с лебедкой;
- исключение возможности работы с поврежденными тросом, проводами, пультом управления. Поврежденный трос обязательно следует заменить;
- эксплуатация лебедки, когда на барабан намотано не менее пяти витков троса. В противном случае возможен срыв крепления троса;
- размотка и намотка троса только в направлениях, указанных на барабане;
- перемотка троса для снятия статических нагрузок, когда лебедка не используется;
- использование защитной стропы, надеваемой на якорь. Она позволяет предохранить от повреждения трос и ствол дерева.
- При интенсивной эксплуатации лебедки требуется ее постоянное обслуживание, поэтому при выборе продавца нелишним будет уточнить возможность проведения соответствующих работ в гарантийный срок и после него. Также важно постоянное наличие запасных частей и дополнительных аксессуаров (стропы, скобы, тросы, протяжные ролики, блоки: защитные чехлы, перчатки).
|