(07.08.2005)

КЛУБ 4х4: Сила жидкости

Иван ЧУПРИКОВ
фото Александра СТРАХОВА-БАРАНОВА
  Домкрат для внедорожника? Несомненно, это хай-джек. Жаль только, что у этого высокоэффективного приспособления есть и ряд недостатков – например, размер, делающий его крайне неудобным для постоянного проживания в багажнике. Штатные домкраты мы всерьез не рассматриваем и вам не советуем, а вот разного рода гидравлику решили испытать – естественно, на бездорожье.

Различных домкратов, использующих в своей работе принцип перетекания жидкости, существует довольно много. Отбросив модели, категорически не приспособленные для полевых условий, мы испробовали всю остальную гидравлику в деле с помощью лифтованного Dodge RAM. Нас в первую очередь интересовали два момента: помогут ли испытуемые домкраты при диагональном вывешивании машины и можно ли ими приподнять внедорожник, севший на мосты.

Основным недостатком при использовании гидравлических подъемников выступает их вес. Самый легкий из испытуемых, бутылочный домкрат, весит 6.4 кг, а масса подкатных моделей вообще доходит до 44 кг. При этом, хотя для установки домкратов и приходится затратить немалую силу, работают все агрегаты очень легко, поднимать машину одно удовольствие – особенно если не забывать использовать подставку. Ее роль довольно успешно выполняет гладкий металлический лист с невысокими бортиками по трем сторонам (одну стоит оставить открытой для того, чтобы легче было поместить домкрат на подставку). По такой подложке легко перемещать домкрат при установке под кузов автомобиля, а подкатным домкратам она обеспечивает свободу вращения колес. Впрочем, сами мы подкладывали сэнд-трак и считаем такой вариант подставки тоже вполне имеющим право на существование.

ПОДСТАВНЫЕ И ПОДХВАТНЫЕ

Шесть типов домкратов, принявших участие в тесте, можно разделить на две группы: те, которые необходимо подсовывать под поднимаемый элемент целиком – у них так называемая «пятка» расположена над резервуаром с жидкостным насосом, и те, что ставятся сбоку и «цепляются» за нужные детали выступающим «клювом». Первые удобны в случае вывешивания автомобиля или когда есть свободное пространство, позволяющее упереть их под силовые элементы кузова или подвески. Изделия же с боковым «подхватом» пригодятся при плотной посадке машины в грунт – они позволяют поднимать предметы, практически лежащие на земле. В результате такого подхода к делению получилось, что в первую группу вошли бутылочный, ромбовидный и подкатной типы, в другую – подкатной складывающийся, стоечный и комбинация бутылочного домкрата со специальной насадкой. Причем три последних при достаточной высоте можно использовать и с подстановкой под автомобиль.

ВЫСОТА И КОМПАКТНОСТЬ

Четырехтонный бутылочный домкрат имеет очень неплохую высоту подъема (390 мм от грунта) при небольшой начальной высоте (160 мм). А поднять автомобиль реально можно на 170 мм от начального уровня (если подставить домкрат под мост или другую неподрессоренную часть). Достигается это за счет комбинации двух штоков в гидравлической системе и выдвижного винта. На практике винт пригодится для устранения свободного, то есть бесполезного, хода штока до соприкосновения его с поднимаемой деталью. Небольшая верхняя площадка заставляет искать для упора сверху плоские поверхности или на крайний случай места соединений округлых деталей (например, чулка полуоси) с плоскими (например, крепление амортизатора). Устанавливать эту модификацию придется под наиболее низкорасположенные массивные элементы, причем находящиеся недалеко от края кузова – длина ручки не очень велика, и при значительном удалении придется подползать под машину. Вес домкрата не слишком большой, так что подсовывать его несложно, особенно по сэнд-траку. Еще одно достоинство «бутылки» – возможность работать в небольшом вертикальном пространстве. Компактные размеры и движение ручки вверх-вниз вполне позволяют поднять севшую на мосты машину, если между колесом и межколейным «бруствером» есть хотя бы 150 миллиметров.

Бутылочная модификация хороша всегда, когда есть свободное место между автомобилем и грунтом. А вот при плотной посадке на днище в болотистой местности этот инструмент будет бессилен.

Бутылочный домкрат Ромбический домкрат

РАВНОСТОРОННЕЕ УСИЛИЕ

Ромбическая модификация в транспортировочном состоянии ниже, чем «бутылка», – ее начальная высота составляет 145 мм. Отсутствие выдвижного винта не позволяет выбрать свободный ход, так что часть работы приходится совершать вхолостую. Однако в итоге «ромбик» все равно сможет поднять автомобиль выше, чем «бутылка»: конечная высота подъема – 385 мм. Еще одно преимущество ромбической модели: удобная для любых форм площадка с поперечной прорезью позволяет подкладывать домкрат даже под круглые детали. При всех этих достоинствах «ромбик» сильно проигрывает «бутылке» по весу: 14 кг против 6.4. Разница внушительная, но не критическая – по металлическому листу домкрат задвигается под автомобиль без проблем. Еще один минус, правда, тоже не сильно влияющий на реальную работу, – большая ширина инструмента (164 мм). В остальном «ромб» похож на своего бутылочного собрата: работать им легко, с подъемом справится даже ребенок, жаль только ручка у него также недостаточно длинная.

В общем, ромбический домкрат будет удобен в тех же ситуациях, что и бутылочный, а лишний вес ему можно простить за больший ход и меньшую начальную высоту.

ЛЮБИТЕЛЬ СВОБОДЫ

Подкатные домкраты серии Frogline позиционируются как инструмент для автосервисов, где масса в 39.5 кг никого не смущает. В «поле» же вес имеет значение во время переноса от багажника до подложенного под автомобиль сэнд-трака. Далее он катится на своих колесиках довольно легко. Широкая «пятка» обеспечивает поднятие автомобиля практически за любую деталь нужной прочности, а длинная ручка позволяет работать с удобством, не подлезая под днище и не прикладывая больших усилий во время «качания». Главное при работе с подкатным домкратом – обеспечить ему свободное передвижение по подкладке, поскольку он, поднимая машину, должен перемещаться вперед. При обеспечении этого условия домкрат готов поднять внедорожник (точнее, тот его узел, в который упирается площадка) на 525 мм от уровня земли. При этом изначально этот узел должен находиться на высоте не менее 150 мм. К сожалению, подкатной домкрат не получится использовать без дополнительных раскопок в случае попадания в глубокую колею – его ширина 340 мм, а такое расстояние между колесом и бруствером встречается нечасто. Но если какой-нибудь силовой элемент, например фаркоп или порог, находится выше уровня кузова, то поддеть можно будет за него.

В целом работоспособность домкрата мы оценили как высокую, и если не принимать во внимание его вес и некую громоздкость, он вполне может пригодиться и на бездорожье. Особенно если дополнить автомобиль спереди и сзади силовыми элементами, за которые его можно будет поднимать даже при плотной посадке на днище.

ДВОЙСТВЕННЫЙ ПОДЪЕМ

Еще три модели домкратов, хоть и отнесены нами в группу «бокового подхвата», имеют возможность «подлезания» под силовой элемент. Но такой вариант использования мы решили подробно не рассматривать, поскольку он мало чем отличается от уже описанных экземпляров. В данном случае нам более интересным показалось исследовать их уникальные возможности. Вообще, все домкраты такого типа лучше использовать с подставкой: после первого, зацепного этапа можно подставить стойку и работать с инструментом как с «бутылочным» аналогом. Высота подъема в этом случае получается просто огромной.

ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ

Двухстоечный домкрат может работать практически «с земли». Для начала подъема ему надо обеспечить всего 25 мм свободного пространства. Но, к сожалению, цепляться в данном случае ему придется сбоку, так что подойдет двухстоечный инструмент только для автомобилей с крепким бампером, навесными порогами или выступающей из-под кузова рамой. Если же зацепиться все-таки удалось, то с помощью «лапы» автомобиль можно оторвать от земли на высоту 206 мм. Общая же высота подъема (после перестановки домкрата под силовые элементы) составляет 574 мм. Несмотря на то что вес изделия 20 кг, работать им удобно, поскольку на начальном этапе его не надо подсовывать. А для облегчения переноски он оснащен ручкой. Еще одно достоинство этой модификации: поднимаемая часть вращается относительно опоры, что может пригодиться для переноса автомобиля в сторону. И очень удобно сделан вентиль, регулирующий режимы «подъем-спуск».

Как нам представляется, идеальной парой для двухстоечного домкрата мог бы послужить Jeep Wrangler или внедорожник аналогичной конструкции. Владельцам же современных «паркетников», автомобилей с несущим кузовом или с рамой, упрятанной глубоко под кузов, придется оснастить свою машину силовым обвесом «по кругу».

Подкатной домкрат FroglineДвухстоечный домкрат
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Зацепной домкрат
Зацепной домкрат состоит из нескольких основных элементов, определяющих его универсальность. Самостоятельной основой, отвечающей за подъем, выступает обыкновенный бутылочный домкрат – в нашем случае его версия с грузоподъемностью три тонны. Оснастка (входит в комплект) используется и в зацепном, и в подстановочном варианте. Высота подъема в первом случае – 240 мм, а во втором – 320 мм. Начинать подъем с помощью зацепа зтот инструмент может с полутора сантиметров! Единственный минус этого комплекса – вес (21,5 кг).
Ножничный домкрат Ножничный домкрат Зацепной домкрат

... ПОСЕРЕДИНЕ ГВОЗДИК

Ножничному домкрату, также как и его коллеге серии Frogline, во время работы необходима свобода передвижения. Но в отличие от Frogline ножничный домкрат, поднимая автомобиль, как бы складывается пополам. Причем задние колеса и передние потихоньку подкатываются друг к другу. А поскольку передние колеса совсем маленькие, то в качестве подложки однозначно придется использовать гладкий металл – иначе автомобиль может просто соскользнуть с зацепа. Весят «подъемные ножницы» немало – сорок пять килограммов, это способно отпугнуть любого искателя приключений. К тому же домкрат уступает двухуровневой модификации по высоте подхвата (65 мм против 25). Правда, по высоте подъема он полностью себя реабилитирует: 425 мм на зацепе и 724 мм при полном использовании всех ножничных возможностей. Действительно очень неплохой результат.

Конечно, скорее всего никто такой домкрат в лес с собой не повезет. Слишком тяжел и громоздок. Но в остальном функциональность выше всяческих похвал. Особенно впечатляет конечная высота подъема.

ТРИ В ОДНОМ

Зацепной домкрат – вещь весьма многогранная как по применению, так и по комплектации. Настолько, что особенности конструкции мы решили поместить в отдельный врез. А по поводу его работы надо сказать, что из всех здесь рассмотренных этот домкрат наиболее универсален, и хоть одним он проигрывает по весу, а другим – по высоте подъема, в целом, наверное, он лучше всего сможет помочь, будучи пригодным практически в любой ситуации: и просто при замене колеса, и при диагональном вывешивании, и при плотной посадке на днище. Правда, в последнем случае автомобиль должен обладать силовыми элементами, доступными для домкратного «клюва». А для того чтобы использовать его возможности «по полной», придется приобрести специальную стойку.

Домкраты для внедорожника
тип ЗАЦЕПНОЙ НОЖНИЧНЫЙ РОМБИЧЕСКИЙ БУТЫЛОЧНЫЙ ПОДКАТНОЙ ДВУХСТОЕЧНЫЙ
грузоподъемность, т 3 4 2 4 3,5 5
минимальная высота, мм 15 65 / 375 145 160 150 25 / 368
максимальная высота, мм 240 375 / 685 385 390 525 206 / 574
масса, кг 21,5 44 14 6,4 39,5 20
цена, руб. 10449 9999 2599 999 4599 10299
 

СУРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

По итогам наших испытаний можно сказать, что на бездорожье гидравлика может помочь во многих ситуациях, с которыми штатные домкраты не справятся. А уж их недостатки – большой вес и (иногда) размеры – в некоторых весьма сложных ситуациях с лихвой компенсируются их возможностями. Особенно приятной из которых будет легкость подъема. Но грязи гидравлика не любит – от нее могут испортиться резиновые уплотнители, через которые будет протекать масло. Это устраняется своевременным обслуживанием, но если вы планируете пользоваться домкратом на бездорожье регулярно, лучше все же купить хай-джек.

< К списку публикаций  
Все права на сайт принадлежат СОРОКИН © 1996–2024
Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.
Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение