(03.04.2009)

НОВОСТИ АВТОРЕМОНТА: Мотоподъемники разные нужны,...

Мотоподъемники разные нужны,
мотоподъемники разные важны!

Платформенный мотоподъемник СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Михаил КАЛИНИН

Весна! Как много в этом звуке для сердца русского... байкера слилось! Поклонники двухколесной техники расчехляют свои агрегаты, соскучившиеся по бесконечной глади асфальтированного шоссе. На страницах нашего журнала мы не очень часто обращаемся к проблематике мотосервиса, но сейчас, когда дни становятся все длиннее, а ночи все короче, эта тема приобретает особую актуальность. И потому сегодня мы хотим поговорить об оснащении мотоциклетной ремзоны, а точнее, об одном крайне важном виде оборудования – мотоподъемниках.


Рынок растет

На фоне падения автомобильных продаж рынок мототехники выглядит довольно бодро. Пока он не может похвастаться таким же бурным прогрессом, каковой мы до недавнего времени наблюдали в сегменте легкового транспорта, но и заданные темпы способны произвести впечатление. При этом, что самое удивительное, по утверждению многих авторитетных экспертов, неприятности кризиса отразятся здесь наименее негативным образом. Это касается и продаж, и обслуживания.

За последние несколько лет мотоциклов, квадроциклов и прочей подобной техники реализовано очень много. Конечно, существует проблема, связанная с точным определением объемов реализации – как таковую статистику продаж в этом секторе, в отличие от автомобильного, в нашей стране никто не ведет. Всевозможные источники предлагают самые разнообразные цифры, но и их для вполне объективного анализа состояния рынка может быть достаточно. Например, президент BMW Group Russia Кристиан Кремер утверждает, что в России мотоциклетный рынок только просыпается. Общие продажи новых дорожных мотоциклов в 2007 г. не превысили 3 тыс. шт. (во всех странах Евросоюза – ежегодно около 1500 тыс. единиц), и основной рост продаж впереди. Другие эксперты уверяют, что бум мотоциклов начался у нас на пороге 2000-х гг., когда из-за границы стали поступать современные модели на любой вкус. В подтверждение своих слов они приводят данные ГИБДД, согласно которым еще в 2004 г. было зарегистрировано почти 4,5 млн мотоциклов, а уже в 2007 г. парк подобрался к 7 млн.

Представители Российской ассоциации мотопроизводителей не менее оптимистичны. По их подсчетам, в общей сложности в РФ продается в год 16-18 тыс. мотоциклов, в том числе подержанных иномарок. И к тому же уточняют: поскольку оценки основаны только на официальных данных, в том числе на таможенной статистике, а «серый» импорт обладает определенным (и немалым) весом, но фактически никем не учитывается, можно предположить, что реальные объемы продаж разительно выше.

Ну и наконец, по сведениям некоторых тематических интернет-порталов, в 2008 г. россиянами было приобретено приблизительно 5,5 тыс. мотоциклов. Прирост по отношению к предыдущему году составил примерно 20%.

В основном это были модели среднего и выше среднего ценовых уровней. Кстати, моторынок по-прежнему придерживается своего основного тренда. Если отбросить скутеры, то можно однозначно заключить, что покупатели мототехники во всех ее проявлениях – либо очень обеспеченные люди, либо настоящие фанаты. И если вторые, повинуясь своему увлечению, готовы сами проводить ремонтно-технические работы, то первые, которых становится все больше, нуждаются в обязательной помощи профессионалов.

Нельзя забывать, что мотоциклы – все-таки весьма специфический вид транспортных средств. В нашей стране их эксплуатация носит жесткий сезонный характер (конец апреля-начало ноября; в целом 6-7 месяцев) со всеми вытекающими отсюда последствиями – необходимостью адекватной подготовки к хранению и эксплуатации. Причем не стоит думать, что зимой поток клиентов мотосервисов полностью иссякает. Конечно, он значительно сокращается, но дел все равно хватает всем. В этот период в основном проводятся сложные дорогостоящие ремонты, связанные с двигателем, восстановлением разбитой техники, кузовным ремонтом и окраской, отчасти тюнингом.

Любопытно, но, как отмечают опытные владельцы мото-СТО, можно без какого-либо преувеличения, по аналогии с известным осенним «днем жестянщика», выделить и весенний «день мотоциклиста». Дело в том, что, несмотря на массовую техническо-просветительскую работу, проводимую и сервисменами, и периодическими изданиями, и специализированной литературой, основная цель которой – донести обязательность предварительной подготовки мототехники к сезону, еще достаточно велико количество владельцев мотоциклов, которые об этом совершенно не задумываются. Поэтому, как только приходят первые теплые деньки, в мотомастерских наступает полный аншлаг, повлиять на который кризис вряд ли сможет – мотосервисов по-прежнему катастрофически не хватает.

Добавьте сюда регламентные ТО, интервалы между которыми у мотоциклов в 2, а то и в 3 раза короче, чем у автомобилей, мелкосрочные работы – и вы поймете, что спрос на обслуживание подобной техники вполне достаточен для организации хорошего прибыльного бизнеса в любых экономических условиях – хоть рецессии, хоть подъема. К тому же в последние пару лет в продажу год от года поступает все большее и большее количество дешевых китайских скутеров, которые теперь продаются даже в сетевых супермаркетах, как обычные бытовые товары. Оценить объемы их реализации не представляется возможным, ведь пока что они не подлежат обязательной регистрации в органах ГИБДД. А необходимость их ремонта, сами понимаете, возникает очень часто.

Из всего вышеизложенного можно сделать однозначный вывод: мотосервис – занятие выгодное. И потому имеет смысл подумать об организации если не отдельной специализированной станции, то хотя бы о выделении в рамках обычной автомобильной СТО особой зоны по обслуживанию мототехники. А начинать ее оснащение нужно с подъемников, поскольку без них очень сложно наладить эффективный технологический цикл и трудно проводить работы.

Алексей Буров, менеджер по продажам «Компании Сорокинструмент»:
В моей практике было несколько автосервисов, которые, расширяя спектр своих услуг, обращались к обслуживанию мотоциклов. Накопив богатый опыт в работе с автомобилями, они постепенно переходили на более легкую, но не всегда более простую в обслуживании технику. И это неудивительно – сейчас мототематика активно развивается, интерес к ней на рынке увеличивается.
Начинали эти сервисы с покупки мотоподъемников для выполнения не особо сложных слесарных работ, а уже потом, серьезно углубляясь в специализацию, брались и за все остальное, вплоть до диагностики. К настоящему времени на новом поприще они добились очень хороших показателей.

Подъемное оборудование

Практически каждая крупная иностранная фирма – производитель гаражного оборудования выпускает подъемники для мотоциклов, в основном, конечно, платформенного типа, по причине наибольшей востребованности. Очень неплоха продукция и отечественных компаний. Она привлекательна с точки зрения не только стоимости, но и обширности модельного ряда подъемников.

При формировании будущего мотосервиса нужно учитывать то, что достаточно большая часть оборудования ремзоны автомастерской одинаково хорошо подходит для работы как с мототехникой (включая скутеры, квадроциклы, мотовездеходы и т.д.), так и с автомобилями, однако подъемники в эту часть не входят. С одной стороны, по своим размерам и техническим характеристикам мотоподъемник – устройство, ориентированное исключительно на нетяжелую, малогабаритную (в сравнении с авто) мототехнику. С другой – нельзя и совершенно не нужно пытаться каким-либо способом унифицировать обычный автоподъемник для закрепления на нем мотоциклов, ATV (от англ. All Terrain Vehicles – «вездеход», «транспортное средство, предназначенное для любой местности»; в русскоязычной интерпретации и терминологии – квадроцикл или мотовездеход) и пр. Подобный «апгрейд» вряд ли приведет к положительным результатам. Конечно, можно изобрести какую-нибудь замысловатую конструкцию – своего рода адаптер – и укрепить его на станине, попробовать жестко зафиксировать перетяжными ремнями, приладить экстраординарные захваты для «лап» или пойти на еще более хитроумные уловки. Но зачем? На полноразмерном платформенном подъемнике очень неудобно обслуживать маленький мотоцикл. На двустоечном или четырехстоечном – вообще непонятно как закрепить. Но самое главное – сегодня на рынке представлено столько различных моделей специализированного подъемного оборудования, что просто нет никакой надобности тратить время и силы на пустопорожние, нелепые рационализаторство и оптимизацию. Широкий выбор мотоподъемников сейчас не уступает ассортименту аналогичного оснащения для автомобилей: есть более и менее дорогие, более и менее функциональные, с разной грузоподъемностью, высотой подъема, набором дополнительных опций и т.д.

Алексей Буров:
Мне кажется, совершенно бессмысленно смешивать автосервис и мотосервис. Естественно, можно изощриться и придумать какое-либо мудреное устройство, позволяющее закрепить мотоцикл на обычном подъемнике, но для чего? Подобная затея, на мой взгляд, абсолютно пуста. Каждый вид ремонтных работ нужно выполнять на специально предназначенном для этих работ оборудовании. Машины чинить на автоподъемниках, мотоциклы – на мотоподъемниках, отделяя рабочее пространство мотоучастка от автоучастка.

Существует несколько основных видов мотоподъемников. Наряду с практически универсальными для каждого класса мототехники предусмотрен и свой подъемник, отличающийся грузоподъемностью, высотой подъема, размерами (см. табл.). Есть оборудование для туристических, спортивных, эндуро, кроссовых и т. п. Мотоподъемники можно классифицировать по-разному. Пока однозначного и повсеместно принятого всеми производителями (дистрибьюторами) единообразия в этом вопросе нет. В каталогах, рекламных/презентационных материалах встречается группирование по типу привода, грузоподъемности и пр. Мы же (как, впрочем, и многие поставщики) решили подразделить подъемное мотооборудование по конструкционно-функциональному принципу.

Платформенные подъемники

Платформенный подъемник для мотоцикла. СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Самый распространенный тип мотоподъемников – платформенные. Они различаются по размерам и грузоподъемности. Могут быть мобильными и в определенной степени стационарными. Механизм привода – гидравлический. Применяются для всех типов мототехники, начиная от легких миниатюрных скутеров и кончая тяжелыми громоздкими туристическими мотоциклами или чопперами, т.е. фактически для любых, в том числе и средних классических.

Платформенный подъемник для мотоцикла. СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Закрепление происходит за переднее колесо специальным зажимом. Этого вполне достаточно для того, чтобы жестко и надежно зафиксировать мотоцикл на станине. Нередки модели и с люком для фиксации заднего колеса. Это весьма полезная опция – большие мотоциклы целесообразнее все-таки закреплять в двух точках, и потому для них лучше использовать модели с люком.

В большинстве своем такие подъемники, даже самые масштабные, мобильны. Их можно свободно передвигать и размещать в любом удобном месте ремзоны. Более того, зачастую их можно перекатывать даже со стоящим мотоциклом. Для этого необходимо только расслабить предохранительные упоры, предназначенные для фиксации подъемника в рабочем положении.

Отдельные модели платформенных мотоподъемников относятся к, скажем так, условно стационарным. На них реализован немного другой механизм подъема. Это абсолютно универсальное оборудование, подходящее кроме мотоциклов также и для квадроциклов. Для этого оно оснащено специальными дополнительными боковыми платформами под широкую колею (боковые платформы можно снимать, чтобы обеспечить более легкий и удобный доступ к мотоциклу). Такие подъемники имеют жесткую опору, которая может быть прикреплена к полу. Гидравлика приводится в действие уже не мускульной силой (педальной помпой), а через магистраль от компрессора.

Почему мы назвали подобные подъемники «условно стационарными»? Потому, что для работы совсем не нужно производить их полное закрепление на определенном участке при помощи анкерных болтов (хотя такая возможность существует), они итак более чем устойчивы: когда на подъемник устанавливают мототехнику, его уже невозможно сдвинуть с места.

Здесь также присутствует зажим для переднего колеса. Основная фиксация производится за счет утопленного в люк заднего колеса.

Платформенные мотоподъемники – самые дорогие. Если на подкатных подъемниках (о них мы расскажем ниже) подъем осуществляется при помощи самого простого бутылочного домкрата, то на платформенном присутствует полноценный гидравлический узел. При этом платформенный подъемник гораздо более функционален. Он поднимает на большую высоту (до 1 м и более), на нем удобнее выполнять серьезный ремонт, требующий особого подхода.

Подкатные гидравлические мотоподъемники

Подкатной гидравлический подъемник для мотоцикла. СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Для обслуживания больших туристических мотоциклов в основном применяют подкатные гидравлические подъемники. Их подкатывают непосредственно под мотоцикл: моторный отсек, раму. Мотоцикл поднимается на нужную высоту при помощи гидравлики. Это позволяет выполнить практически любые ремонтные и диагностические работы: монтаж/демонтаж колес, смазку или замену приводных цепей и звездочек, диагностику и ремонт ходовой части и т.д. Такие подъемники также претендуют на определенную универсальность. Они подходят для мотоциклов любого класса, включая эндуро. Если хватает грузоподъемности, то на них можно вывесить и ATV (для ATV может быть предусмотрена специальная приставка, с помощью которой увеличивают высоту подъема). Регулировочные винты обеспечивают устойчивость устанавливаемой техники (регулировка возможна как по высоте, так и по ширине, т.е. по расстоянию между точками закрепления). Сама конструкция подъемника абсолютно не затрудняет доступ к узлам и агрегатам мотоцикла – рабочая зона открыта со всех сторон.

В целях более надежного закрепления очень больших мотоциклов, чтобы они не качались или, не дай бог, не перевернулись, применяют стяжные ремни. Для них на хорошем подъемнике должны быть предусмотрены специальные серьги, за которые ремни и зацепляют.

Гидравлические и механические подъемники для кроссовых мотоциклов

Эти подъемники – также перекатные, поднимают достаточно высоко, потому что и сами мотоциклы – весьма высокие. В центре установочной площадки в некоторых моделях присутствует отверстие для слива масла. В основе подъемников с гидравлическим приводом – чаще всего бутылочный домкрат. Обязательно есть предохранитель-фиксатор для обеспечения безопасности (чтобы подъемник внезапно не сложился).

Также подъемники для кроссовых мотоциклов могут быть и механическими. У механических подъемников не предусмотрено никаких дополнительных элементов фиксации самого мотоцикла. Но если мотоцикл не шатать, он не упадет – площадь установки довольно большая, благодаря чему обеспечивается необходимая стабильность.

Есть подъемники с рычажным приводом. Достаточно подставить такое устройство под мотоцикл, нажать на рычаг – и мотоцикл вывешен на высоте порядка 15-40 см. Этого вполне хватает для того, чтобы освободить колеса.

Аналогичны подъемники с винтовым приводом. Они более универсальны, потому что обладают маленьким подхватом и из-за этого способны поднимать и классические мотоциклы, и легкие спорт-байки. Несмотря на всю простоту конструкции, их грузоподъемность может достигать полутонны.

Подкаты

И последний из видов подъемников – подкаты. Существуют подкаты под раму моторного отсека, под заднее или переднее колесо, под маятники (последние – исключительно для спорт-байков). Они могут быть на роликах, упрощающих их перемещение по ремзоне, и без оных. Это самая недорогая конструкция.

Подставка под раму мотоцикла. СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Подкаты могут быть использованы для хранения мотоциклов, ожидающих своей очереди на ремонт, чтобы техника не стояла бесхозно возле стеночки, рискуя в любой момент упасть, а была, как полагается, четко зафиксирована на надежной опоре.

ОБСЛУЖИВАНИЕ МОТОПОДЪЕМНИКОВ

1. Подхваты и подкаты не требуют обслуживания, срок службы фактически не ограничен (хотя многое зависит от пользователя).
2. Механические мотоподъемники практически не требуют обслуживания, за исключением периодической смазки приводного механизма винтового типа.
3. Подъемники с гидравлическим приводом также не доставят особых хлопот по обслуживанию:
• используйте гидравлическое масло для домкратов только хорошего качества;
• по возможности не смешивайте масла разных типов;
• не допускайте попадания грязи или других веществ при заливке масла в гидравлическую систему;
• проверяйте гидравлическую систему каждые 4 месяца на наличие утечки гидравлического масла, при необходимости долейте нужное количество.

Как видите, разнообразие мотоподъемников действительно велико. Поэтому вопрос оптимального выбора встает очень остро. Вот что думают по этому поводу специалисты.

Алексей Буров:
– Конечно, сервису нет никакой нужды приобретать мотоподъемники сразу всех видов. Проще купить выборочно, в зависимости от того, обслуживанием какой техники в данный момент занимается предприятие. По своему опыту могу сказать, что любой СТО обязательно понадобится средний платформенный подъемник как максимально универсальный. А более простые или более сложные модификации уже докупают по мере расширения спектра производимых работ, специализации, обслуживаемого модельного ряда. Также, как я вижу, очень востребованы подкатные гидравлические мотоподъемники.
Кроме того, могут пригодиться роликовые устройства для перекатывания мотоциклов. Мотоцикл полностью заезжает на площадку и транспортируется на нужное место. Функцию подъема такие устройства не реализуют.


Характеристики некоторых мотоподъемников

Производитель Модель Грузоподъемность, кг Высота подъема, мм Масса, кг Размер (ДхШ), мм
T0RIN SRL7004 500 370 25,5 830x535
Proflifter   360 800 95 1350x495
IMUSSBAUM BIKE LIFT 750 940   2580x900
SICE S.p.A S210 500 1000 225 2300x750
ОМА 539 500 1030 150  
ROTARY XM7 700 1200 200 2225x720
Heshbon HL-10M 600 690 155 2000x708
MAHA 0.7 A 700 1200 195 2225x730
Shap-on DESPERADO 680 1194 227 2261x686
SPACE SB1396P – SB 1396E   1000    
OMCN 196 300 750 165 700x2000-2500
OMCN 196/B 300 750 195 700x2200-2700
OMCN 196/LS-SP 500 840 285 700x2200
Ravaglioli KP 1934 400 800   1900x750
«Сорокинструмент» 16.3 350 750 142 2275x755
«Сорокинструмент» 16.5 500 760 135 2300x790
«Сорокинструмент» 16.7 700 830 188 / 44 2230x760
1980x290
< К списку публикаций  
Все права на сайт принадлежат СОРОКИН® © 1996–2024
Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.
Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение