ДОХЛЫЕ КРОКОДИЛЫ
Немудреное вроде бы изделие – пусковые провода. Всего-то и нужно: побольше меди, пластификатора в изоляцию и хорошо обжать. Ан нет – медь берегут, пластификатор экономят да и пресс не усердствует. В итоге, как убедился Алексей Воробьев-Обухов, из восьми купленных изделий годными оказались
лишь… два.
В лаборатории над проводами никто не издевался. Обещали 200 A? Получите ровно двести. И всего на десять секунд – исправный мотор за это время обязан пуститься. Конечно же, все образцы держали в морозильной камере в течение 16 часов при температурах минус 20, 30, 35 и 40 °С в упакованном виде и потом пытались вернуть их в рабочее состояние. Выдержали искусственную зиму шесть проводов из восьми.
Airline SA-200-02 |
|
Происхождение | Китай |
Длина | 2 м |
Единственные провода, в которых провод присоединен «челюстям» «крокодилов». У нас они без проблем выдержали требуемые 10 с под номинальной нагрузкой, да и на меди здесь не экономили: провода съели лишь 1,8 В. | |
Autoprofi ALLIGATOR ВС-200 |
|
Происхождение | Китай |
Длина |
2,5 м |
Китайский «Аллигатор» сгорел на первой же секунде теста: был контакт – и нет контакта! Но в замороженном состоянии его безжизненное тело сохранило исходную мягкость. Значит просто не хватило сил на обжатие провода в зажиме. | |
Carpoint Booster Cables
01.776.19 |
|
Происхождение | Китай |
Длина | 2,5 м |
В этих проводах контакт в месте обжима пропал через пару секунд. Но даже с пол-оборота пустить двигатель вы все равно не смогли бы, поскольку на проводе потерялось 6,4 В. На сильном морозе провод немного задубел, но выдержал. | |
Euro Type R |
|
Происхождение | Тайвань |
Длина | 2 м |
Какие там шесть месяцев гарантии, когда контакт в месте заделки провода в «крокодил» раскалился и пропал в течение одной секунды! Довершило полное поражение испытание морозом: уже при –30 °С изоляция треснула. | |
КОТО ВС-20025 |
|
Происхождение | Китай |
Длина | 2,5 м |
Ничего хорошего, разве что сумка есть (как и у остальных, впрочем). На проводе без всякой пользы теряется 4,3 В, а при –35 °С изоляция окончательно задубела и треснула. Ну так ведь ничего и не гарантируют. Этим и ему подобными проводами можно пользоваться, если батарея еще берет заряд. | |
«АВТОСТОП АВ-20025» |
|
Происхождение | Китай |
Длина | 2,5 м |
В этом комплекте подвели «крокодилы»: они к 11-й секунде раскалились до невозможности удержать без перчаток. Возможен даже ожог! Падение напряжения на проводе составило 4,2 В – много, увы. Стартеру может не хватить оставшихся вольтов. Обещанный год изделие продержится разве что в багажнике.
| |
«СОРОКИН®» |
|
Происхождение | не указано |
Длина | 2,5 м |
Единственный комплект, не вызвавший нареканий: падение напряжения всего 1,1 В, при работе не разогре- вается, на лютом (–40 °C) морозе провода сохраняют мягкость. Единственные – с мощными цельнометалли- ческими «крокодилами», у которых накладные медные губки. И чего изготовитель на гарантию поскупился? | |
«СТАРТ» |
|
Происхождение | Россия |
Длина |
2 м |
Хилый металлический «крокодил» и тонкий провод сразу не вызвали доверия. И правильно: на 10-й секунде провода уже невозможно было удержать в руке, настолько они нагрелись. Еще бы, меди здесь так мало, что напряжение упало на 6,2 В. Что же останется стартеру? | |
Самое печальное – экономия на меди. Заниженное сечение жилы привело к большим потерям напряжения. Слишком большим, чтобы остатков хватило стартеру. И это – в шести случаях! Поэтому сделать «выбор ЗР» было несложно. А размещены наши претенденты в алфавитном порядке. Дело в том, что их цена колеблется вокруг 300 – 400 рублей в небольших пределах, что не может служить реальным критерием при покупке. К тому же ценники сильно зависят от аппетита розничной точки.
Пример бездарного обжима: провода при нагреве изменили цвет на серый. |
|
Последствия нехватки пластификатора: изоляция лопнула на морозе. |
|
i | |
• Почему в инструкциях минусовый провод настоятельно рекомендуют присоединять не к клемме аккумулятора, а прямо к «массе» автомобиля-реципиента?
Основное соображение составителей – следует отвести возможную при замыкании цепи искру подальше от взрывоопасной батареи. К тому же, если правильно выбрать место, току станет ближе добираться до «массы» стартера. И еще: уменьшается первоначальный импульс тока при соединении с разряженной батареей.
• Надо ли выжидать некоторое время перед попыткой пуска?
В этом есть смысл, если разряженный аккумулятор не замерз и вообще не слишком холодный (тогда он не принимает заряд). Если подождать несколько минут, то даже через провод с относительно большим сопротивлением (а таких, как мы выяснили, большинство) в батарею успеет перетечь от автомобиля-донора достаточный для попытки пуска заряд. И тогда основная нагрузка придется уже на батарею, а не на провод.
• Провод отказал, но омметр показывает, что он исправен. Как это понимать?
Никогда не сталкивались с ситуацией: лампочки, фары горят, батарея заряжена, а стартер не крутит и всё гаснет? Это бывает, если плох контакт между выводом АКБ и ее зажимом. В нем появляется сопротивление, на котором и падают все вольты, но только при большом токе в сотни ампер (вспомните закон Ома). Так и здесь: проблема в месте обжима проводника. Можно попытаться разогнуть зажим, зачистить провод и заново обжать его, а лучше – пропаять. Но, конечно, это не сильно поможет, если сам проводник слишком тонкий.
• Какие «крокодилы» лучше – пластмассовые или металлические?
У пластмассовых «крокодилов» ток идет лишь через одну медную губку-накладку, если только не применена технология двойного контакта, как в проводах Airline. В металлическом зажиме работают обе «челюсти», что улучшает контакт и уменьшает переходное сопротивление и потери напряжения.
|
|