(07.12.2012)

Российский рынок автосервисного
и диагностического оборудования

«Скорее всего, на этом рынке в 2013 г. мы увидим снижение темпов и оборота»

Владимир Черноус
региональный эксперт по товарам Диагностическое и гаражное оборудование «Роберт Бош» ООО

Современный рынок не испытывает дефицита предложений или ассортимента моделей оборудования. Проблема, которая есть на рынке, связана с нехваткой денег у предприятий. Ввиду высокой стоимости кредитных средств, предприятия стремятся к покупке либо наиболее доступного оборудования, либо ограничиваются в его количестве.

В целом, объём импорта значительно опережает объёмы отечественного производства.

Крупные компании, которые позиционируются достаточно высоко, стремятся покупать надёжное оборудование известных марок. Те, кто только начинает работу или работает в провинции, где довольно трудно обеспечить рентабельность бизнеса такого рода, поскольку автопарк недостаточно развит и не насыщен сложными современными автомобилями, которые приносят серьёзную прибыль – стремятся к удешевлению оборудования, ускоряя таким образом окупаемость.

Конкуренция на рынке высока, это совершенно очевидно. Рост автопарка влечёт за собой развитие сегмента обслуживания автомобилей. Это, в свою очередь, привлекает всех производителей оборудования. Причём, конкуренция ужесточается достаточно быстро. С безумной скоростью плодится оборудование no-name, некоторые китайские заводы попросту копируют с известного оборудования. Приходится объяснять пользователям разницу дешёвого и дорогого продуктов, почему наш продукт стоит внимания и своих денег. Эта конкуренция не влияет на ценовую политику Bosch, но требует значительных ресурсов, необходимых для успешных продаж. Низкая цена не требует пояснений до продажи — проблемы возникают позже, в то время как высокую цену необходимо аргументировать.

Крайне сложно предсказать, что будет происходить. Всё будет зависеть от экономической ситуации. Уже сейчас наблюдается рост стоимости кредитов. А так как автосервисный бизнес инвестиционный, опирающийся на кредиты — фактически это означает, что закупки диагностического оборудования будут уменьшаться. Скорее всего, на этом рынке в 2013-м мы увидим снижение темпов и оборота.

«Расширяющийся российский рынок автосервисного оборудования привлекает все больше и больше новых игроков»

Андрей Алексеев
директор по науке и технике «ГК ГАРО»

Рост автомобильного парка и спроса на автосервисные услуги — устойчивый спрос на диагностическое и гаражное оборудование. Вот краткая характеристика состояния рынка автосервисного и диагностического оборудования в России.

Наблюдается устойчивое сокращение доли оборудования отечественных производителей, рост доли импортного оборудования особенно за счет оборудования производимого в Китае. Расширяющийся российский рынок автосервисного оборудования привлекает все больше и больше новых игроков, появляются новые бренды из стран Европы и Азии, которые вытесняют «традиционные» бренды в основном немецких и итальянских производителей. Ценовое предпочтение потребителей оборудования лежит либо в области бюджетных видов оборудования, либо в области престижного и дорогого.

По расчетам специалистов нашей компании, рост спроса на оборудование для ремонта и диагностики АТС лежит в пределах 15% — 20%, что коррелируется с темпами роста спроса на автосервисные услуги. Если рассматривать только диагностическое оборудование, то в 2012 году спрос на него увеличился на 30% — 35%, благодаря изменению в системе технического осмотра.

«Не имея в качестве партнера серьёзной компании — вы в одну минуту выложите денег больше, чем сэкономили»

Алексей Духовный
Руководитель отдела закупок гаражного оборудования «БЕРГ Холдинг» ООО

На сегодняшний момент ситуация в этом сегменте рынка достаточна стабильная, наблюдается небольшой рост и явно выраженный перекос в региональные рынки. Рост, по моим оценкам, от 20 до 30% в год. Что касается конкурентной среды, то Интернет открыл здесь просто неограниченные возможности. Если вы меня спросите сколько компаний в Москве сейчас продают оборудование для СТО, я скажу, что не знаю. Огромное количество интернет магазинов с одним-двумя сотрудниками, никакого склада, никакой сервисной поддержки только предложение цены на 3-5% ниже рынка. Здесь я должен призвать покупателей быть предельно осторожными, в России не так много компаний, которые действительно занимаются импортом оборудования и его продвижением на рынок. Эти компании тратят большие деньги на содержание сервисных служб, поддержание склада запасных частей и выполнения всех условий гарантии. Какое бы оборудование вы не купили, оно рано или поздно потребует ремонта, обслуживания, калибровки, наладки, и не имея в качестве партнера серьёзной компании — вы в одну минуту выложите денег больше, чем сэкономили покупая через интернет у неизвестных людей.

«Существует не более десятка брендовых компаний, стабильно удерживающих рынок, они и являются основными игроками»

Павел Сорокин
Основатель бренда СОРОКИН®

Рынок автосервисного оборудования за пост-кризисное время существенно изменился. Преобразовавшись из некой дополнительной «услуги» достаточно крупных торговцев автомобилями и несмелых «попыток» новоявленных предпринимателей в отдельный состоявшийся сектор бизнеса. Знаменательно, что как любому прогрессу этому послужило потрясение, кризис четырехлетней давности.

Увы, с каждым годом разрыв в количествах оборудования произведенного на территории России и за ее пределами катастрофически увеличивается. Справедливости ради, следует заметить, что за последние годы появились новые производственные предприятия, но количество их и объемы производства настолько малы по сравнению с объемами импорта, что говорить даже о «закрытии» отдельного сегмента, за счет отдельно взятого завода или группы заводов не приходится.

На рынке существует не более десятка брендовых компаний, так или иначе, стабильно удерживающих рынок, они и являются основными игроками. Всем остальным, периодически появляющимся и пропадающим, часто не удается просуществовать на поверхности и нескольких лет. Так как данный сектор достаточно плотно разделен между «первой десяткой» и в ассортиментном, и ценовом уровнях.

В случае благоприятной экономической ситуации, рынок будет развиваться на примере «старших товарищей», более популярных и востребованных направлений у населения, в качестве примера можно посмотреть на рынок бытовой техники или чего-либо подобного не менее популярного в широких массах. Основные Игроки из столицы двинутся в регионы, открывая брендовые магазины.

«Конкурентная среда высока. На рынок выходят все новые производители»

Дмитрий Ахапкин
генеральный директор «РеммаТехСнаб» ООО

Рынок автосервисного и диагностического оборудования в настоящее время огромен. На мой взгляд, трудно себе представить деятельность современного автосервиса без использования новейшего оборудования, способного повысить производительность труда, существенно расширить ассортимент предоставляемых услуг, привлечь новых клиентов.

Рынок состоит из отечественного оборудования, импортного и импортного б/у. Отечественное и импортное б/у составляют большую часть рынка. Ведущие игроки: б/у импорт, отечественные, китайские производители, бюджетные импортные, премиум сегмент. По тем же категориям делится ценовая и потребительская сегментация.

Рынок автосервисного оборудования уверенно растет из-за увеличения количества машин. На рынок выходят все новые производители. Конкурентная среда высока. Одни потребители выбирают дешевую продукцию, не задумываясь о завтрашнем дне, другие наоборот предпочитают качество.

В 2013 году сохранится рост рынка автосервисного оборудования в следствии того, что производители автомобилей не сидят на месте, а внедряют все новые технологии и инновации. Поэтому необходимо новое усовершенствованное оборудование для их обслуживания. Продукцию марки Рема Тип Топ (REMA TIP TOP) мы продвигаем в первую очередь — качеством. REMA TIP TOP заботится об этом путем последовательной реализации самых высоких требований на всех стадиях производства.

«Имидж надежного поставщика – это самый сильный козырь»

Дмитрий Кукушкин
директор по маркетингу «Гараж-инструмент» ООО представитель торговой марки профессионального инструмента «LICOTA» в РФ

Ассортимент товаров велик и практически дошел до уровня европейского рынка. Но уровень сервиса, к сожалению, еще не дотягивает. Не привыкли наши продавцы относиться внимательно к потребностям своих клиентов. Как и прежде, главенствует стремление «продать и забыть». Компании продают качественное оборудование именитых производителей, а поддержать его как следует, не могут.

Все отечественное – по большей части китайский товар, пытающийся маскироваться под российский. В дорогом профессиональном оборудовании доминируют европейские бренды. В недорогом – китайские. Причем, если совсем не скупиться, то и у китайцев можно приобрести весьма достойное оборудование. Европейский бренд все более становится показателем престижа, а не качества.

По оборудованию, насколько я знаю, рынок достаточно жестко поделен между несколькими крупными компаниями. Это касается поставки в крупные сетевые предприятия автосервиса. Что касается мелких компаний, они воюют за мелких клиентов. И их не счесть. Я считаю, что выиграет не тот, кто предложит самую низкую цену, а та компания, которая будет продавать качественное оборудование и сможет обеспечить его высококлассным сервисом. Имидж надежного поставщика – это самый сильный козырь.

«Европейские производители должны пересмотреть ценовую политику»

Артур Тоноян
генеральный директор «Сона» ООО

Рынок оборудования делится на 2 сегмента, европейского (в основном это итальянское) и азиатского (Китай, Тайвань и прочее) производства. В последние 5-6 лет, из-за дешевизны вырос импорт в Россию оборудования китайского производства. Естественно самого худшего качества. Покупатели китайского оборудования закрывали глаза на то, что им приходилось бы нести необоснованные расходы по еженедельному ремонту. Естественно оборудование ломалось в самый неподходящий момент, и покупатель вынужден был ждать необходимых запасных частей. А продавцы такого оборудования возвращали свои незаработанные деньги от продажи – сервисным обслуживанием. Естественно пострадал и до сих пор страдает покупатель. На практике неоднократно были случаи, когда из 3-х комплектов окрасочно-сушильных камер собирались только два. Здесь конечно пострадали импортеры.

Европейские производители страдали и до сих пор страдают от китайского демпинга, некоторые заводы даже перевели свое производство в Китай. Хотя продажи упали, но в России есть приверженцы качественного оборудования.

По нашему мнению, европейские производители должны пересмотреть ценовую политику. Это должно быть за счет сокращения персонала, внедрения новых технологий в производство. Выживут компактные заводы. С другой стороны, если качество китайского оборудования останется таким же, то придет возврат европейского импорта.

«На сегодняшний день экспорт российского инструмента практически отсутствует»

Олег Парсенюк
Начальник отдела логистики Холдинг «МАСТАК»

В настоящее время на отечественном рынке автосервисного и диагностического оборудования наблюдается высокая активность основных игроков, сопровождающаяся бурным развитием производственно-технической базы сервисных предприятий и ростом благосостояния потребителей, смещающих приоритет в выборе с цены на качество. На сегодняшний день экспорт российского инструмента практически отсутствует. Поэтому можно говорить только об импорте и отечественном производстве. При этом соотношение сил между импортом и отечественном производством можно оценить как 95% к 5%.

Конкуренция велика и насыщена, большое количество участников рынка представляют продукцию близкую или практически аналогичную по качеству и цене. В 2013 году Холдинг МАСТАК прогнозирует рост на 15%–20%. Среди тенденций рынка ожидаем появление новых брендов с более узкой специализацией.

«Рост темпов открытия станций будет меньше, что станет некоторой проверкой для многих поставщиков»

Александр Cеменов
Руководитель отдела маркетинга «Гедоре Веркцойге» ООО

С 1998 года наша компания широко известна на рынке автосервисного оборудования, как поставщик ручного инструмента для автосрервисов. На рынке автосервисного и диагностического оборудования сейчас уже нет такого бурного роста, как раньше. Можно сказать, что к сегодняшнему моменту этот рынок стал вполне «взрослым». Самое главное, что потребители сейчас знают основных игроков на рынке и всегда могут выбрать продукт необходимого уровня качества и уложиться в имеющийся бюджет.

Несмотря на рост продаж автомобилей, во многих регионах насыщенность сервисами уже довольно большая. Рост темпов открытия станций будет меньше, что станет некоторой проверкой для многих поставщиков на способность поддержания хороших партнёрских отношений с клиентами. Все хотят участвовать в комплектации станции, а поддерживать долгое время сервисное обслуживание оборудования уже сложнее.

«Сегодня на рынке большую часть оборудования стали поставлять из Китая»

Наталья Киселёва
Специалист по реализации «Бонус» ООО

Ситуация на рынке непростая. Тем более, что сегодня на рынке большую часть оборудования стали поставлять из Китая. Оно вопреки стереотипам, стало намного качественнее, но сохранило свою доступную цену.

Ценовая сегментация рынка – бизнес. Отечественное оборудование занимает около 70% рынка, импорт – 10%, экспорт – 20%. Темпы роста – средние. Конкурентная среда – олигополистическая, выбор делает покупатель.

В дальнейшем все большее влияние на рынок будет оказывать Китайская Народная Республика, выпуская более экономичные товары.

< К списку публикаций  
Все права на сайт принадлежат СОРОКИН® © 1996–2024
Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.
Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.
Политика конфиденциальности
Пользовательское соглашение