+7 (495) 363-91-00

8 (800) 333-40-40

бесплатный звонок на территории России

 
Корзина пуста
Русский English
Поиск по сайту:
      
Главная \ СМИ о нас \ ПОЛНЫЙ ПРИВОД 4х4 (01.03.2005)

Вира помалу

Домкраты СОРОКИНСТРУМЕНТ

Во-первых, домкрат, который вы приобрели вместе со своей машиной, может показаться вам неудобным в использовании. Во-вторых, как и любое техническое изделие, он может попросту сломаться. В-третьих, покупая подержанный автомобиль, вы рискуете оказаться вообще без столь нужного в дороге инструмента. Можно продолжать загибать пальцы на руке, но три причины, по которым существует вероятность оказаться в магазине перед витриной с домкратами, уже налицо.
На чем же остановить свой выбор?

Автомобильные домкраты бывают самые разные. У каждой модели есть свои почитатели и недруги. Мы попробуем рассказать о наиболее распространенных типах домкратов, как с точки зрения их конструкции, так и с точки зрения удобства (или неудобства) применения на практике. Для этого отберем несколько «особей», познакомимся с ними и попробуем их в деле. Из всего многообразия автомобильных домкратов рассмотрим два основных типа: механические и гидравлические.

Работает жидкость

Гидравлические домкраты относятся к классу самых мощных. Их грузоподъемность колеблется от 1 тонны до десятков и даже сотен тонн! Понятно, что нас интересуют лишь те, которые находятся в начале линейки грузоподъемности.

В любом магазине автозапчастей вас встретит целая батарея разнокалиберных гидродомкратов, по форме корпуса напоминающих бутылки. За эту особенность их назвали домкратами бутылочного типа. А в каталоге одного поставщика инструментов начала XX века они названы «бутыльчатыми». Красиво звучит, не правда ли?

В «бутылку» налито масло, которое при помощи миниатюрного ручного насоса подается в полость рабочего цилиндра, скрытого в корпусе. Под давлением масла поршень, он же шток, выдвигается вверх. Насос приводится в действие трубчатой рукояткой, которая одновременно является и ключом для открытия выпускного клапана. В отличие от механических собратьев гидравлические домкраты обеспечивают опускание груза во много раз быстрее, чем его подъем, что удобно.

Домкратъ (нем. Daumkraft) – одна изъ машинъ для поднятiя значительныхъ тяжестей. Обыкновенный простой Д., употребляемый для поднятiя экипажей и т.п., состоитъ изъ подвижной зубчатой полосы, которую захватываетъ шестерня, вращаемая с помощью рукоятки. Все эти части укреплены въ тумбе, которая упирается въ землю, такъ что при вращенiи рукоятки зубчатка выдвигается вверхъ, приподнимая лежащiй на ней грузъ…
Къ конструкцiямъ новейшего времени принадлежатъ гидравлическiе Д. въ ныне употребительномъ ихъ виде, основанные на принципе гидравлическаго пресса. Подъемная ихъ сила достигает до 50 000 кгр. и более… Гидравлическiй Д. соединяетъ в себе достоинства необыкновенной легкости и надежности управленiя съ весьма большою подъемною силою. Напримеръ, паровозъ, сошедшiй съ рельсовъ, поднятъ былъ при помощи такихъ Д. и установленъ обратно на путь въ 1 1/4 часа.
Энциклопедический словарь
Брокгауза и Ефрона, 1893 г.

Бутылочные гидродомкраты обладают завидной жесткостью конструкции, как правило, устойчиво стоят на опорной поверхности. Подъем тяжелого автомобиля производится с минимальными затратами физической энергии: нужно всего лишь легко покачивать приводную рукоятку: вверх-вниз, вверх-вниз... Эти факторы работают «за» при выборе домкрата для внедорожника. Аргументы «против» – это большая масса и «капризность». Например, перевозить «бутылку» желательно в вертикальном положении, иначе масло может вытечь из корпуса, что особенно актуально для подержанных домкратов, где сальники, обжимающие шток, износились. Вообще подобные домкраты необходимо «нянчить»: регулярно проверять уровень масла, менять его с течением времени, следить за герметичностью сальников, не допускать попадания на рабочую поверхность штока грязи. Поэтому если вы периодически покидаете цивилизованные дороги и рассчитываете поддомкрачивать «севший» в грязи автомобиль, брать «гидравлику» не стоит: скорее всего, долго она не прослужит.

Подкатные гидравлические домкраты тоже широко известны. Они еще более тяжелые и громоздкие, чем бутылочные, поэтому их используют в основном в стационарных условиях: в автосервисах, гаражах и т.д. Конечно, и в дороге такому домкрату можно найти применение, но весьма ограниченное. В процессе работы вся конструкция на колесиках подкатывается под автомобиль. Если последний стоит на неровной или нетвердой поверхности, то подъем, скорее всего, не удастся. Обзавестись подкатным домкратом можно только в том случае, если вы абсолютно уверены, что поднимать свой внедорожник вам придется на асфальте. Но стоит ли возить в багажнике здоровую и тяжелую конструкцию, если есть возможность приобрести компактный подъемный механизм, который прекрасно справится со своими обязанностями?

Башмак

У гидравлических домкратов любых типов есть еще одна особенность, которую стоит отметить. Подняв груз, они не держат его бесконечно долго на высоте. Мало-помалу масло стравливается из рабочего цилиндра, и поднятый предмет опускается. Особенно быстро этот процесс происходит у подержанных домкратов. Поэтому следует руководствоваться правилом: поднял машину – подставь страховочную подставку. Кроме того, в инструкции по эксплуатации к любому домкрату – гидравлическому или механическому – сказано, что он предназначен только для подъема груза, а не для удержания его в поднятом положении. Поэтому, если вы планируете производить какие-то работы под машиной, обязательно поместите под нее жесткую подставку. В дороге, при замене спустившего колеса можно обойтись и без этого предмета, только будьте внимательны, следите за тем, чтобы под машиной не оказались руки или ноги, и уж тем более не залезайте под автомобиль целиком! А еще гидродомкраты не рекомендуется использовать при сильном морозе. Резиновые уплотнения дубеют, масло меняет вязкость – качество работы устройства ухудшается.

Крутим, вертим, нажимаем

Перейдем к механическим домкратам. По принципу действия их можно разделить на два основных типа: винтовые и реечные. Каждая из этих конструкций существует в огромном количестве вариаций. Рассказать обо всех в рамках одной журнальной статьи невозможно, поэтому ограничимся наиболее распространенными.

Стоечно-винтовые домкраты поднимают автомобиль за счет вывинчивания винта из корпуса. Так как винт, ограниченный высотой корпуса, имеет довольно скромную длину, то очень часто в него вворачивают второй винт меньшего диаметра и с резьбой другого направления. Вращая при помощи рукоятки опорную гайку, мы заставляем большой винт выкручиваться из корпуса, а малый – из большого винта. В итоге общий ход подъемного механизма получается внушительный. Например, домкрат «Виллиса», внешне очень миниатюрный, я бы сказал какой-то «несерьезный», в сложенном виде имеет высоту всего в 155 мм, однако «раскручивается» до 385 мм. «Уазики» тоже штатно комплектуются стоечно-винтовыми домкратами. Учитывая, что два известных армейских джипа снабжаются подобными подъемными механизмами, их следует признать подходящими для внедорожников.

Горьковские «Газели» тоже оснащаются домкратами этого типа. Однако они имеют меньший, чем «уазовские», рабочий ход, низкую скорость подъема, крайне неудобный привод и, в довершение картины, отличаются плохим качеством изготовления. Поэтому лучше их не приобретать.

Рычажно-винтовые домкраты сейчас очень распространены. Они компактны в сложенном виде, поэтому ими комплектуются многие легковые автомобили, в том числе и внедорожники-«паркетники». Домкрат подставляется только сбоку под кузов, причем в строго определенных местах, где есть соответствующие усиления. Как правило, эти домкраты подходят лишь к той машине, штатной принадлежностью которой они являются. Пытаться поднять автомобиль «чужим» рычажно-винтовым домкратом – рискованное занятие: есть вероятность помять кузов, не говоря уж о том, что машина может попросту упасть.

Еще один тип винтового домкрата – ромбический. Его простая, бесхитростная конструкция известна достаточно давно. Многие отечественные автомобили комплектовались домкратом именно этого типа. Удобство работы с механизмом в значительной степени зависит от конкретной модели и качества ее изготовления. Домкрат хорош уже тем, что подставить его можно практически под любое место: и под кузов, и под мост, и под рычаг независимой подвески.

Из реечных домкратов в настоящее время широко известен лишь «хай-джек», хотя в прошлые годы реечными домкратами комплектовались многие автомобили мира. Подъемные устройства этого типа всегда отличались от своих конкурентов завидным рабочим ходом. Для «хай-джека» подъем в 1 метр – это не предел, и те, кто ездит по бездорожью, давно оценили подобное преимущество, смирившись с внушительными габаритами и весом домкрата. К его недостаткам часто относят и плохую устойчивость. Действительно, стоит немного приподнять машину, особенно в случае подъема передней или задней оси целиком, как конструкция «хай-джек»-автомобиль начинает угрожающе качаться при малейшем прикосновении. Но ведь «хай-джек» нередко используется не только с целью просто поднять, сколько переставить машину на другое место. Если бы домкрат стоял как влитой, сделать это было бы проблематично.

Вот теперь, после того как мы познакомились с наиболее яркими представителями автомобильных домкратов, можно приступить, собственно, к тестированию. Поднимать будем поочередно два автомобиля: один – с независимой подвеской и несущим кузовом, другой – с мостами и рамой. Например, LR Freelander и УАЗ. Посмотрим, домкрат какого типа подходит для каждого внедорожника.

Бутылочный гидравлический домкрат СОРОКИНСТРУМЕНТ Подставка страховочная СОРОКИНСТРУМЕНТ

Бутылочный гидравлический домкрат (фото 1,2)

В нашем распоряжении оказался 10-тонник – такой грузоподъемности более чем достаточно для подъема любого внедорожника. Подводим пятку домкрата под передний мост УАЗа. Выворачиваем ходовой винт из штока, чтобы уменьшить величину холостого хода подъема. Винт приходится выкручивать до конца. Лишь с третьей попытки удалось точно прицелиться пяткой под чулок моста. Представьте себе, каково заниматься этим вне асфальта, когда мост залеплен грязью или снегом. Видимо, таких попыток было бы явно больше трех. Качая приводную рукоятку, легко, играючи отрываем колесо от земли. Правда, работать рукой приходится долго – за один прием шток выдвигается всего на несколько миллиметров. Домкрат благодаря своей большой опорной площадке прочно стоит на земле, не скользя и не съезжая. Приоткрываем выпускной клапан – автомобиль моментально «падает» на землю.

Подходим к «паркетнику». Некоторое время уходит в размышлениях, куда бы подставить домкрат. Останавливаемся на переднем лонжероне. Приходится лечь на землю, чтобы подвести пятку винта под выбранную точку. Хорошо, что кругом чистый снег! Сразу представил себя в костюме (автомобиль-то престижный, городской), лежащим на дороге с домкратом в руках подле машины. Через несколько минут колесо повисло в воздухе. Заглянул под машину, показалось, что металл в точке опоры немного прогнулся. Спуск. Еще раз осмотрели лонжерон. Кажется, все ровно. Наверное, действительно, показалось. Но в случае со старой машиной, у которой металл истончился от коррозии, проломить дыру в кузове проще простого.

Как я уже отметил, у нас домкрат стоял прочно, даже несмотря на то что земля была покрыта тонким слоем снега. Но это был достаточно большой 10-тонник. В магазинах продаются двух- и трехтонники – казалось бы, по грузоподъемности для большинства внедорожников они вполне подходят. Но эти домкраты маленькие, с небольшой нижней пятой, поэтому будут стоять на земле менее устойчиво.

Плюсы:
• жесткость конструкции
• малое усилие на приводной рукоятке

Минусы:
• маленький рабочий ход
• небольшая величина верхней опорной площадки
• большой вес
• низкая скорость подъема

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 10 т
Высота подхвата – 230 мм
Рабочий ход – 140 мм
Ход выдвижного винта – 90 мм
Вес – 7 кг

Вывод: компактный домкрат, обладающий большой грузоподъемностью. Из-за маленькой величины рабочего хода подойдет не каждому внедорожнику. Лучше его устанавливать под неподрессоренную часть трансмиссии автомобиля (мост, нижний рычаг подвески). В противном случае весь рабочий ход может уйти на подъем подвески. Использовать его для вытаскивания «засевшего» в грязи автомобиля будет крайне неудобно.

Ромбический гидравлический домкрат (фото 3)

Ромбический  гидравлический домкрат

Сразу понравилось, что домкрат продается в пластиковом кейсе. Перевозить инструмент в аккуратном чемоданчике, несомненно, удобнее, чем без упаковки. Поднимает груз домкрат очень быстро, но величину рабочего хода нельзя признать внушительной, хотя и в случае подъема машины с несущим кузовом и независимой подвеской, и в случае с рамной мостовой конструкцией подъем удался. Домкрат очень устойчив. Верхняя опорная площадка большая, поэтому ромб легко подставить и под узкий чулок моста, и под закраину кузова. Несколько омрачило в целом приятное впечатление от работы с механизмом то, что из-под винта выпускного клапана сразу стало сочиться масло. Возможно, это недостаток именно нашего экземпляра.

Плюсы:
• наличие кейса для перевозки
• жесткость конструкции
• устойчиво стоит на земле
• обеспечивает быстрый подъем

Минусы:
• не очень большой рабочий ход
• большой вес

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 2 т
Высота подхвата – 145 мм
Рабочий ход – 240 мм
Вес – 11 кг
Размеры в упаковке ДхШхВ, мм – 460x160x200

Вывод: удобный домкрат с высокой скоростью подъема и «мгновенным», как и у всех гидродомкратов, спуском. На бездорожье может сослужить хорошую службу.

Гидравлический подкатной домкрат СОРОКИНСТРУМЕНТ Гидравлический подкатной домкрат СОРОКИНСТРУМЕНТ

Гидравлический подкатной домкрат (фото 4, 5)

Мы опробовали два типа домкратов: стандартный стальной и, если его можно так назвать, эксклюзивный, с деталями из алюминиевого сплава. Честно говоря, первый вариант понравился больше. «Эксклюзив» имеет больно сложную конструкцию: разнообразные хромированные пружинки, карданный привод выпускного клапана. Правда, если в первом случае для спуска домкрата нужно вынимать приводную рукоятку из гнезда подъемного рычага, то во втором спуск осуществляется простым поворотом рукоятки против часовой стрелки. Такой домкрат хорош для фирменного автосервиса дорогих иномарок: презентабельный внешний вид, наличие защитного бандажа из толстой резины в нижней части приводной рукоятки для предохранения кузова машины от возможных повреждений при работе, широкая опорная площадка с резиновой подушкой. Подробно на подкатных домкратах останавливаться не будем. Поработав с ними, мы лишний раз убедились, что для дорожной эксплуатации они не очень подходят. При слое снега в полсантиметра домкраты никак не хотели подкатываться под автомобиль при подъеме. Да и на сухом асфальте из-за микронеровностей на нем они перемещались на своих маленьких колесах рывками, с перекосом, норовя уронить машину. Правда, подняв ее, стояли устойчиво. Это хорошие мощные подъемные механизмы с большими рабочими ходами, но не для нас, водителей.

Плюсы:
• большой рабочий ход
• высокая скорость подъема

Минусы:
• огромные размеры и вес
• сложность использования в дорожных условиях

Основные технические характеристики (стандарт/эксклюзив):
Грузоподъемность – 3/2 т
Высота подхвата – 150/85 мм
Рабочий ход – 290/365 мм
Вес – 20/18 кг

Вывод: для дорожной эксплуатации не подходит.

Стоечно-винтовой домкрат (фото 6)

Верхняя опорная пятка «уазовского» домкрата имеет изогнутую форму и идеально подходит под чулок моста или элементы подвески. За счет большой опорной площадки внизу, общей жесткости конструкции подъемный механизм очень устойчиво держится под машиной. Шаг храповой звездочки опорной гайки выбран таким образом, что размаха руки хватает лишь на то, чтобы завести приводную рукоятку не более чем на два щелчка. После поворота гайки винты выворачиваются ненамного. Выход большого винта из корпуса никак не ограничивается, и если переусердствовать, то можно выкрутить его полностью. В этом случае машина упадет. Хорошо, если не на вашу голову, поэтому лучше своевременно оценить степень подъема и стараться не работать под автомобилем. Спуск происходит так же медленно.

Стоечно-винтовой домкрат домкрат от «Виллиса»

Плюсы:
• крепкая, устойчивая конструкция

Минусы:
• низкая скорость подъема и спуска
• выход винта из корпуса ничем не ограничен, что представляет опасность

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 2 т
Высота подхвата – 235 мм
Рабочий ход- 215 мм
Вес – 3,5 кг

Вывод: неприхотливый универсальный домкрат, пригодный как для замены колеса в цивильных условиях, так и для поддомкрачивания «севшего» автомобиля на бездорожье. Идеально подходит для подстановки под элементы подвески, чулок моста.

Рычажно-винтовой домкрат (фото 7)

Рычажно-винтовой домкрат

В случае с УАЗом или другой высокой мостовой машиной этот домкрат вообще неприменим. А вот LR Freelander им комплектуется штатно. Около половины рабочего хода ушло впустую только для того, чтобы «дотянуться» до кузова машины. Но поскольку общий рабочий ход большой, автомобиль поднялся ощутимо. Усилие на приводной рукоятке велико: возникало ощущение, что 6-миллиметровый пруток, из которого изготовлена рукоятка, согнется под рукой. В конце подъема при вращении рукоятки домкрат стал слегка пошатываться, а машина немного раскачиваться. Это и понятно: вслед за передним от земли оторвалось и заднее колесо. Опасаясь, что хлипкая конструкция согнется, мы поспешили опустить машину. Общее впечатление – слабенький, нежесткий домкрат, пригодный для подъема только этого автомобиля и исключительно на крепком грунте. Пытаться при помощи такого механизма помочь своему «засевшему» в грязи внедорожнику обрести свободу – занятие почти безнадежное.

Плюсы:
• компактность
• большой рабочий ход

Минусы:
• низкая жесткость конструкции
• большое усилие на приводной рукоятке
• плохая устойчивость

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 0,8 т
Высота подхвата – 70 мм
Рабочий ход – 360 мм
Вес – 3 кг

Вывод: домкрат годится лишь для той машины, в инструментальный комплект которой он входит. На твердой опорной поверхности работать с ним можно, но в условиях бездорожья это будет сплошная мука.

Ромбический  винтовой домкрат Реечный домкрат Hi-Jack СОРОКИНСТРУМЕНТ

Ромбический винтовой домкрат (фото 8)

Большая верхняя опорная площадка позволяет одинаково легко подвести домкрат и под УАЗ, и под нашего «иностранца». Подъем и спуск происходят не слишком быстро. В начале рабочего хода для вращения винта приходится прикладывать значительные усилия к приводной рукоятке. Но их можно уменьшить, увеличив длину воротка. Чем выше, тем легче крутить ручку. В конце подъема можно работать одним пальцем, но домкрат уже почти ничего не поднимает. Вытягиваясь вверх, ромб лишь теряет в устойчивости, поэтому не стоит закручивать винт до упора. Из компактных домкратов этот обеспечивает самый высокий подъем. Несмотря на ажурность штампованных профилей, из которых он изготовлен, в отличие от рычажно-винтового он не производит впечатление хлипкого.

Плюсы:
• большой рабочий ход
• жесткость конструкции

Минусы:
• довольно большие габариты в сложенном виде
• значительное усилие на приводной рукоятке в начале подъема

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 1 т
Высота подхвата – 200 мм
Рабочий ход – 320 мм
Вес – 4 кг

Вывод: хороший выбор для владельца внедорожника. При застревании автомобиля значительная величина рабочего хода позволит ощутимо приподнять колесо, чтобы подложить под него сучья, бревно, камни и т.д. Удобно, что домкрат можно подвести практически под любое понравившееся место машины.

Реечный домкрат (фото 9)

О «хай-джеке» мы уже подробно рассказывали на страницах нашего журнала (см. «Полный привод 4х4» январь 2004). Несколько озадачила инструкция, прилагаемая к домкрату. Читаем: «Основная область его применения – дорожный домкрат для автомобилей класса «внедорожник». Домкрат рядом действий позволяет в условиях внедорожья преодолевать непроходимые участки пути». Да, все правильно. Но на другой странице написано нечто странное: «1. Не используйте домкрат на неровной поверхности, иначе автомобиль может выскользнуть. 2. Не отрывайте колеса автомобиля выше, чем на 5 см, и не пытайтесь поднять больше, чем одно колесо одновременно». Понятна забота изготовителя о технике безопасности, но ведь так далеко не уедешь! Надо просто поднимать внедорожник осторожно, трезво оценивая свои и домкрата возможности.

Несомненно, «хай-джек» может многое. И колесо высоко поднять над землей, и целиком заднюю или переднюю ось вытащить из колеи, а если воспользоваться им в качестве лебедки, то и всю машину вытянуть, например, из канавы. Домкрат рассчитан на тяжелые условия эксплуатации: не боится воды, снега, грязи. Но использовать его удастся только с внедорожником, имеющим мощные бампера и/или пороги. Если у вас такая машина, то стоит подумать о приобретении «хай-джека». С ним удобно не только на бездорожье, но и в цивильных условиях. Подводя под автомобиль любой другой домкрат, нужно наклоняться, вставать на колени, а то и вовсе ложиться на землю, с этим же вся операция по подъему происходит стоя. Правда, работая с ним, нужно иметь некоторую сноровку. Но за все надо платить. В данном случае вам следует подумать, где вы будете возить тяжелую железную конструкцию метровой (чаще более) длины.

Плюсы:
• очень большой рабочий ход

Минусы:
• большие габариты и вес
• подходит не для всех внедорожников
• требует от водителя определенных навыков работы

Основные технические характеристики:
Грузоподъемность – 3 т
Высота подхвата – 154 мм
Рабочий ход – 916 мм
Вес – 14 кг

Вывод: домкрат следует рассматривать как средство преодоления серьезного бездорожья, хотя, приобретя опыт работы с ним, вы поймете, что он прекрасно подойдет и для простой замены колеса. При покупке «хай-джека» следует обращать внимание на то, где он произведен, так как качество изготовления сильно влияет на удобство работы.

Редакция выражает благодарность
компании «Сорокинструмент», а также
Сорокину Илье Александровичу
за помощь в подготовке статьи.
Андрей ФАРОБИН
< К списку публикаций  

в часы работы магазина

+7 (495) 363-91-00

пн-пт 9-20, сб-вс 10-18 МСК

8 (800) 333-40-40

бесплатный звонок на территории России

tool@sorokin.ru

Все права на сайт принадлежат СОРОКИН® © 1996–2016

Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.

Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.