+7 (495) 363-91-00

8 (800) 333-40-40

бесплатный звонок на территории России

Корзина пуста
Русский English
Поиск по сайту:
      
Главная \ СМИ о нас \ НОВОСТИ АВТОРЕМОНТА № 6(85) (23.06.2009)

Дмитрий ВЕРЕЩАГИН

Агрегатная мойка – на смену щетке

Стенд для очистки деталей электрический (15 л). СОРОКИНСТРУМЕНТ

В процессе эксплуатации узлы автомобиля подвергаются воздействию нескольких десятков типов загрязнений. Борьба с ними входит в перечень обязательных шагов при проведении ремонта. В некоторых же случаях удаление загрязнений становится целью самого ремонта.


Мойка деталей – одна из наиболее трудоемких и кропотливых операций, которая отнимает солидную часть рабочего времени. Не случайно еще не так давно на многих сервисах существовала отдельная должность мойщика узлов автомобиля. Сейчас на смену мойщикам пришли специальные технологии. Они не только значительно ускоряют работу и облегчают жизнь механикам, вплоть до полной ликвидации ручного труда при очистке деталей, но и способствуют повышению качества очистки. Именно о таких технологиях пойдет речь в сегодняшней статье. Причем она станет пилотным материалом, за которым последуют рассказы об оборудовании для очистки деталей автомобиля, химических препаратах, используемых при их мойке, а также о таком важном вопросе, непосредственно связанном с эксплуатацией аппаратов мойки, как очистка промышленных стоков.

ВСЕГДА ЛИ ВЫГОДНЫ ВЛОЖЕНИЯ В ОЧИСТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ?

Практически ни одна работа, связанная с разборкой и ремонтом узлов, не обходится без удаления грязи со снятых деталей. Так что внедрение новых методов обработки положительно повлияет на работу большинства сервисов. Однако технологическое обновление потребует определенных материальных вложений. Окупаемость – вот, пожалуй, единственный критерий, который стоит оценивать при решении вопроса о внедрении очистных технологий. Все остальное – повышение качества работы, производительность, безопасность, да и просто удобство – относится к их плюсам. Что же касается окупаемости, то она будет зависеть в первую очередь от объемов сервиса и его специализации. Если в среднем сервис обслуживает за день как минимум с десяток автомобилей, имеет смысл задуматься об установке хотя бы самого простого оборудования – тех же моющих ванн, стоимость которых относительно невелика (самые простые можно купить по цене уже от 10 тыс. руб.), но они упростят и улучшат очистку узлов. Если же объемы работ мастерской велики или она специализируется на услугах, требующих постоянной мойки большого количества деталей, тогда необходимо присмотреться к автоматическим очистительным системам – такие установки в условиях поточного производства быстро окупаются за счет повышения производительности труда. Подробнее о выборе очистных установок мы расскажем в следующем номере журнала. Сейчас же отметим лишь, что в зависимости от своих возможностей и специфики производства компания может выбрать именно те приспособления, которые в наибольшей степени подойдут именно ей. Но современные очистные технологии не ограничиваются одним лишь оборудованием. Важная их составляющая – химические препараты либо иные вещества, используемые при проведении работ. Грамотный их подбор не только позволяет существенно повысить эффективность оборудования, но зачастую дает возможность получать высокое качество очистки даже без применения каких-то специальных приспособлений.

Выбор технологии очистки

Выбор того или иного метода обуславливается несколькими параметрами. Во-первых, оснащенностью сервиса. Во-вторых, особенностью материала, из которого сделан обрабатываемый узел. Так, при очистке деталей алюминиевых блоков крайне осторожно стоит применять механическое воздействие и абразивные материалы, а детали, содержащие резиновые части, нельзя промывать в растворителях. Другим фактором является характер загрязнения: каждый его тип требует своих методов очистки. Немаловажную роль в выборе технологии играют также форма детали и ее размер. Методы работы во внутренних или углубленных полостях отличаются от тех, что применяются для очистки ровной поверхности. А обработка массивных узлов и агрегатов в сборе потребует специального оборудования и особых методов.

ТЕХНОЛОГИИ ОЧИСТКИ

Механическая очистка

Этот наиболее простой метод применяется для удаления различных типов твердых элементов с поверхности деталей. Самая доступная и самая распространенная разновидность такого метода – ручная очистка щеткой с железной щетиной. Она, как и более технологичная версия – очистка с помощью насадок на дрель или «болгарку», имеющих все ту же железную щетину, вряд ли может быть отнесена к теме сегодняшней статьи. В любом случае, речь идет о ручном труде с его невысокой производительностью и зависимостью качества от субъективного фактора. При очистке металлическими щетками на поверхности остаются многочисленные риски, которые впоследствии могут стать очагами коррозии, на них невозможно будет без шлифовки нанести краску, не говоря уже о том, что при такой обработке может элементарно измениться геометрия детали – не намного, но, когда речь идет о современных автомобилях, даже десятые доли миллиметра могут оказаться значимыми для правильной работы механизмов. Так что автосервисам имеет смысл присмотреться к более технологичным приемам. И в первую очередь – к химическому методу обработки деталей.

Химический метод

Этот метод основывается на очистке деталей с помощью различных моющих или химически активных веществ. С его помощью можно удалять не только твердые отложения, но и ржавчину, и краску, и остатки консервационных средств, и следы взаимодействия с жидкостями. Правильный подбор препарата гарантирует, что не случится изменения геометрии деталей или их повреждения при мойке. После химической обработки не остается никаких следов проведенной процедуры. Во многих ситуациях возможна очистка без применения специального оборудования, а стоимость препаратов, как правило, невелика, и можно с уверенностью сказать, что именно к химическому методу в первую очередь стоит присмотреться работникам большинства неспециализированных сервисов. Этот метод в зависимости от типа работ включает множество разнообразных технологий, которые требуют различных химических средств и разного оборудования. Вот некоторые из них.

Пескоструйная камера 220 л. СОРОКИНСТРУМЕНТ®

Для очистки от нагара стальных и чугунных деталей автомобиля стоит применять препараты, содержащие концентрированные щелочные растворы. В самом простом исполнении загрязненные детали погружают в ванну с раствором и выдерживают в ней какое-то время – обычно от 10 минут до 3 часов, в зависимости от степени загрязнения. Затем размягченный нагар удаляется вручную с помощью пластиковых, а если речь идет о внешних поверхностях – то и железных щеток. Деталь промывают в слабом щелочном растворе, затем в воде (желательно проточной), в завершение процедуры сушат. Аналогично можно удалить нагар с поверхности алюминиевых деталей, с той поправкой, что для их обработки нельзя применять моющие средства, содержащие соду. Описываемые дальше усовершенствования актуальны не только при удалении нагара, но и во всех других случаях, когда происходит химическая обработка деталей с их погружением в моющие жидкости. Имеет смысл установить специальные моющие ванны, оснащенные электрической или пневматической помпой для направленной подачи жидкости. Скорость очистки погружением можно заметно увеличить за счет перемешивания вещества в ванной или перемещения самой детали. Поэтому стоит использовать дополнительные аксессуары в виде вращающихся платформ и сеток, которые устанавливают в некоторые разновидности ванн, что облегчает перемещение в них крупногабаритных деталей. При обработке большого количества мелких узлов в ванне удобно иметь несколько специальных корзин, которые дают возможность рассортировать детали по типам и размерам, а также производить с отдельными группами разный набор очистных операций. Следующим шагом станет применение сразу нескольких ванн: с моющим раствором высокой концентрации, низкоконцентрированным щелочным раствором, обычной водой. В некоторых случаях может также понадобиться дополнительная ванна с кислотой. При этом растворы в ваннах нужно регулярно менять: в зависимости от степени загрязнения и типов моющих веществ их меняют после одного или нескольких циклов, воду – после каждой промывки. Главный недостаток погружных ванн – в большинстве своем они не имеют нагревательных устройств. А для качественной очистки от нагара желательно использовать щелочной раствор, разогретый до 90°. Постоянно следить за его температурой – дело хлопотное. Поэтому удобнее использовать термохимические ванны, которые позволяют постоянно поддерживать заданную температуру раствора. Существенно упростить и ускорить промывку можно, приобретя автоматическую моющую установку. Тогда задача оператора ограничится лишь загрузкой и выниманием обрабатываемых деталей, заполнением резервуаров моющими веществами, а также установкой заданного программного режима. Все остальное автоматика выполнит сама, причем качество обработки будет на порядок выше, чем при очистке в простых ваннах. Сократится также расход моющих средств, в 2-3 раза повысится производительность. Поэтому компаниям, которые ежедневно очищают большое количество деталей, имеет смысл ориентироваться на такие установки. Подробнее об их разновидностях и особенностях мы расскажем в следующей статье.
Химический метод эффективен и при борьбе с накипью, которая возникает на стенках «водяной рубашки» двигателей, радиаторах системы охлаждения и т.п. Борьба с ней – более сложный процесс, представляющий собой последовательность нескольких операций. Поскольку одна из них сопряжена с использованием соляной кислоты, важно, чтобы ванны или другие приспособления, в которых будет производиться обработка, имели герметично закрывающуюся крышку, а помещение было оборудовано системой вентиляции или вытяжкой. Сама же технология удаления имеет некоторые различия в зависимости оттого, из какого материала выполнена деталь. При обработке стальных или чугунных деталей объект сперва погружают в щелочной раствор, затем – в воду. После чегоего в течение максимум 10–15 минут обрабатывают в растворе соляной кислоты, концентрация которой не должна превышать 10%. Температура раствора должна поддерживаться чуть выше комнатной. Затем блок в обязательном порядке обрабатывают в течение 10–15 минут содовым раствором и промывают горячей водой. Осуществлять такую многоэтапную процедуру удобно с использованием либо нескольких промывочных ванн, либо автоматических установок. Но нужно убедиться в том, что производители оборудования дозволяют применение в нем кислоты. Обычно для этих целей подходят конвейерные машины, в которых заготовка последовательно (и автоматически) перемещается из одной ванны в другую.
Для снятия накипи со стенок алюминиевых деталей проводят аналогичные операции, однако вместо соляной кислоты используют молочную или фосфорную.
В некоторых случаях технология ремонта требует очистить детали от уже нанесенного на них лакокрасочного покрытия. Эту процедуру также можно выполнить химическим методом. Обычно для этих целей используются щелочные растворы, разогретые до температуры 85-90 °С. Деталь выдерживают в них до тех пор, пока покрытие не начнет отделяться. Обычно для этого требуется 1–1,5 часа. Тогда ее промывают в горячей воде (50–60 °С), а затем обрабатывают в растворе фосфорной кислоты. Такой способ очистки имеет свои преимущества перед смывкой лакокрасочного покрытия с помощью растворителей. В последнем случае рабочим приходится иметь дело с токсичными веществами, да и сам процесс более трудоемок.
Используется химический метод очистки и для смыва ржавчины. Технология во многом схожа с технологией удаления накипи: деталь сперва моют в щелочном растворе, а затем перекладывают в ванну с соляной или фосфорной кислотой. После этого ее обрабатывают в содовом растворе и промывают в горячей воде.
При удалении консервации и прочих смазок эффективнее всего использовать специальные моющие средства на основе синтетических материалов, в которых деталь промывается в течение 40–60 минут. Температура раствора при этом должна составлять порядка 90-100 °С. Затем деталь ополаскивают горячей водой.
Применяют синтетические вещества и при очистке от пыли и других «обычных» видов загрязнения, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля. В этом случае деталь выдерживают в растворе какое-то время, которое зависит от типа применяемого средства. Однако, если обработка с предельной выдержкой в растворе не принесла результатов, дальнейшее выдерживание не имеет смысла: лучше выяснить природу загрязнения и использовать то химическое вещество, которое с наибольшей эффективностью удалит грязь. В большинстве случаев после обработки синтетическим моющим средством деталь промывают в теплой воде. Повысить качество очистки может применение струйных установок, которые позволят обработать отдельные участки детали направленной струей воды. Химическая мойка – самый распространенный метод очистки. Однако иногда ее применение невозможно, например из-за габаритов или сложной формы детали. В этом, а также в ряде других случаев целесообразнее выбрать альтернативные методы.

Пневматическая очистка

Пневматическая очистка используется, когда возникает необходимость удалить твердые частицы небольшого размера – пыль, стружку, абразив и т.п. – с поверхности детали, а также из внутренних ее полостей. Для этих целей применяются специальные продувочные пистолеты. Пневмо-очистка – самый простой и дешевый способ, поэтому ее стоит предпочесть остальным методам во всех случаях, где она эффективна. Однако при этом стоит помнить, что качественно удалить загрязнение струей воздуха можно лишь с сухой поверхности. Если же предстоит обрабатывать деталь, испачканную в масле или какой-то другой жидкости, лучше произвести мойку узла с помощью подходящего моющего средства. Не справится пневматика и с серьезными загрязнениями, такими как нагар, не поддастся ей и ржавчина. Тогда лучше обратиться к механическо-абразивным методам обработки. Кроме того, такой метод очистки можно применять лишь в помещениях с хорошо организованной системой вентиляции.

Механически-абразивная очистка деталей

Очистка поверхности от ржавчины при помощи пескоструйного аппарата СОРОКИНСТРУМЕНТ® мод.10.11

Механически-абразивная очистка деталей основана на том, что твердый слой грязи или лакокрасочное покрытие удаляют с помощью абразивного порошка (в качестве которого выступают речной песок, пластиковая, стеклянная или металлическая дробь, дробленая скорлупа фруктовых косточек и т.п.), который в специальной установке смешивается с воздухом и под высоким давлением подается на поверхность обрабатываемой детали. Выбор абразива при этом определяется особенностями очищаемого материала или характером загрязнения, а также оборудованием сервиса: обычно очистные приспособления способны работать лишь с какими-то определенными типами наполнителей.
Самым щадящим из всех типов абразива является косточковая или пластмассовая крошка. При обработке металла с применением этих средств накипь и многие виды твердых загрязнений интенсивно разрушаются. При этом сам металл остается целым, поскольку плотность абразива значительно меньше плотности металла. Такие наполнители можно использовать при очистке алюминиевых деталей и даже при обработке элементов поршневой системы, валов и т.п. При этом стоит помнить, что маслянистые или смолистые отложения на поверхности металла в разы снижают качество очистки косточковым или пластиковым порошком, поэтому перед началом обработки эти отложения должны быть смыты. По своим характеристикам оба указанных типа абразивных веществ очень близки, и для работы с ними используются одни и те же пневмоструйные установки.

Пневматический стенд для очистки деталей СОРОКИНСТРУМЕНТ® мод. 10.21

Если же обрабатывается внешняя поверхность стальных или чугунных деталей, рациональнее применять пескоструйные установки, которые производят очистку с помощью речного песка, стеклянной или металлической дроби. Таким образом удаляются твердые отложения, а также лакокрасочный слой и ржавчина. При этом происходит незначительная деформация внешней поверхности деталей. Операция производится с использованием пескоструйных установок. Такие установки бывают как закрытого, так и открытого типа, благодаря чему с их помощью можно обрабатывать крупногабаритные детали. Однако при работе с установками открытого типа неудобством становится требование работать вне помещений, так как в процессе очистки вокруг детали распыляется огромное количество песка или другого абразива. Впрочем, современные установки позволяют решить и эту проблему. Как – расскажем в нашем следующем материале.

Если же речь идет об обработке мелких деталей, альтернативой пескоструйке может стать чистка с применением вибрационных или вращающихся абразивных установок. В них наряду с абразивным материалом (таким как стеклянная или фарфоровая крошка) помещают жидкий наполнитель. В автосервисах чаще всего используют бензин или керосин. В результате вращения или сильной вибрации установки происходит обработка деталей абразивным веществом. При этом качество очистки от твердых отложений в таких установках гораздо выше, чем при очистке с помощью пневмоструйных или пескоструйных аппаратов.

Ну и наконец, если предстоит очистить детали сложной конфигурации или удалить загрязнения из внутренних полостей узла, рационально использовать ультразвуковую установку. В ней помещенная в специальное моющее вещество деталь подвергается воздействию ультразвука. Подробнее об этом высокотехнологичном методе очистки мы расскажем в следующем номере журнала.

Благодарим компании
«Сорокинструмент» и «ТАКОМ»

за помощь в подготовке материалов

Очистительное оборудование СОРОКИНСТРУМЕНТ® Очистительное оборудование СОРОКИНСТРУМЕНТ®
< К списку публикаций  

в часы работы магазина

+7 (495) 363-91-00

пн-пт 9-20, сб-вс 10-18 МСК

8 (800) 333-40-40

бесплатный звонок на территории России

tool@sorokin.ru

Все права на сайт принадлежат СОРОКИН® © 1996–2016

Любое цитирование или копирование информации с сайта должно сопровождаться ссылкой на первоисточник.

Технические характеристики и внешний вид изделий, приведенные на данном сайте, могут быть изменены в связи с модернизацией.